«Я верю в Бога и судьбу» — не раз приходилось слышать как от людей, далеких от Церкви, так и, на удивление, от постоянных прихожан. На самом деле в наше время много людей, которые искренне считают себя православными, сочетая христианство с верой в судьбу, приметы и прочее. «Бог» и «судьба» — это понятия несовместимые, в духовной жизни может быть либо одно, либо другое. Либо мы верующие православные христиане и верим в Творца, руководящего нашей жизнью и желающего нам лишь блага, либо мы язычники, верящие в слепую судьбу.
В православии нет понятия судьбы, но есть Промысл Божий. Наш жизненный путь зависит от двоих – от нас и от Творца. Когда мы выбираем добро, Господь помогает нам. Если же мы сбиваемся с пути – Создатель подталкивает нас обратно. Иногда это бывает больно, и тогда мы воспринимаем это как злую судьбу. Но это всего лишь рука любящего Отца, который помогает нам не запутаться на жизненном пути.
Вера в судьбу была частью греко-римской языческой религии. Греки называли своих богинь судьбы Мойрами, а римляне – Парками или Фатами. Якобы они знали судьбу каждого человека и пряли нить его жизни, а в нужный момент обрывали ее. Также любимыми занятиями греков и римлян были гадания, разнообразие которых просто поражает: гадания на внутренностях животных, по полету птиц. Существует много других проявлений языческой фантазии.
Казалось бы, времена античности давно прошли, но, к сожалению, два тысячелетия христианской культуры не смогли до конца истребить веру в судьбу. Из античного мира гадания перекочевали в средние века, когда люди занимались гаданиями, определением судьбы по звездам и т.д.
Эта вера не изжита до сих пор. Практически на каждом ТВ-канале или радиостанции в эфире — гороскопы с астрологическим прогнозом. Современному человеку, живущему в сумасшедшем ритме, проще верить, что все в его жизни уже решено, и лишь надеяться, что решено в пользу богатства и славы. Это гораздо проще, чем долго и упорно работать над собой и заниматься самосовершенствованием.
Православная Церковь подчеркивает, что вера в судьбу лишает человека самого главного — возможности выбора. Преподобный Максим Грек в своей «Беседе души и ума об астрологии» призывал не винить в своей греховности внешние обстоятельства: «Пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его; ни развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурн или Марс виновниками совершаемого им убийства».
Вера в судьбу опасна еще и тем, что является клеветой на Бога. Ведь если Он все предопределил, если по Его воле я стал убийцей, то, значит, Господь не благ?
Православная Церковь противопоставляет вере в судьбу — веру в Бога, дающего свободу своему созданию. «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Библия/Евангелие от Матфея 10, 30). Да, Господь знает наше прошлое, настоящее и будущее в мельчайших подробностях, но, как любящий Отец, оставляет за нами свободу выбора. Вера в Бога дает человеку надежду, вера в судьбу — лишает ее.
Как сказал патриарх Сербский Павел (1914–2009), «мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями!»
Протоиерей Павел Яцукович, ключарь кафедрального собора Воскресения Христова г. Борисова, настоятель Князь-Владимирского храма,
фото из архива “А”