Трудный, переходный, непредсказуемый, проблемный… У подросткового возраста есть точно характеризующие его синонимы. К сожалению, случается и такое, что молодые люди теряют интерес к жизни и выбирают трагичный финал. Толчком к суициду служат неурядицы и другие мотивы. Истинной же причиной, которая выявляется при более вдумчивом, детальном знакомстве с ситуацией, как правило, оказываются нарушенные отношения в семье. Поговорим об этой сложной и во многом табуированной проблеме.
Почему так происходит
Подавляющая часть самоубийств связана с семейными конфликтами, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, взаимоотношениями с одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки шли на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые подростки из-за ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
На кону жизнь
Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов.
Социокультурные особенностии воспитания.Подразумевается культура страны, в которой вырос человек, традиции,законы, религия. Все эти условия воздействуют на личность подростка и вомногом определяют его представления о жизни и смерти.
Неблагоприятное социальное окружение.Обычно это основная причина, побуждающая ребенка к совершениюсуицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти илипотерять опору в жизни.Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своихдетей, сопереживания, нормативных отношений. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной,попустительской или сотрудничающей), социометрическим статусом ребенкав классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости – фактору жизненных перспектив. Немаловажны взаимоотношения со сверстниками, общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).
Совокупность индивидуальных особенностей личности. Имеется в виду личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.
Услышать или проигнорировать
Существует такое понятие, как предсуицидальный синдром – психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у подростков в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях. Чтобы помочь и предотвратить непоправимое, нужно хорошо понимать причины, приводящие к пренебрежению жизнью.
Определить склонность подростка к суициду по суицидальным можно.
Внутренние суицидальные проявления включают в себясуицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось и я бы умер»), суицидальные замыслы (продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени), суицидальные намерения (к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие).
К внешним формам суицидного поведения относятся целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью, завершенный суицид (действия заканчиваются гибелью человека).

Один в поле не воин
Нужно обращать внимание на вербальные ключи: непосредственные заявления ребенка типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить». Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду». Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
Присмотреться стоит и к поведению ребенка. Должны насторожить отчаяние и плач; повторное прослушивание грустной музыки и песен; нехватка жизненной активности; изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем); повышение или потеря аппетита; вялость и апатия; неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение; уход от обычной социальной активности, замкнутость; приведение в порядок своих дел, отказ от личных вещей. Звоночком может стать и стремление к рискованным действиям, например, суицидальные попытки в прошлом, а также чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка, потеря интереса к увлечениям, спорту или школе, не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью, скудные планы на будущее, стремление к тому, чтобы ребенка оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей.
Протянуть руку
Родители должны помнить о следующих правилах:
– необходимо безусловно принимать ребенка;
– прислушиваться к его переживаниям и потребностям;
– проводить время вместе (читать, играть, заниматься);
– не вмешиваться в занятия ребенка, с которыми он справляется;
– помогать, когда просит;
– поддерживать успехи;
– делиться своими чувствами, доверять;
– конструктивно разрешать конфликты;
– использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рад тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучился», «Давай (посидим, поделаем…) вместе», «Ты, конечно, справишься», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты мой хороший»;
– обнимать не менее четырех раз в день;
– не требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Гибкие правила (ограничения, требования, запреты), согласованные взрослыми между собой, обязательно должны быть в жизни каждого.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
При требовании или запрете, тон должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
Татьяна ХАЦКЕВИЧ, педагог-психолог социально-педагогического центра Борисовского района, фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер