Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 октября заслушал доклад по вопросам развития сети республиканских автомобильных дорог и формирования транспортной инфраструктуры, обеспечивающей часовую доступность к городам-спутникам. Сообщает пресс-служба белорусского лидера.
“Как и договаривались мы с вами раньше, планово хотел бы сегодня обсудить наиважнейший вопрос, который перед нами ставят, в том числе и население Беларуси, – состояние автомобильных дорог. И один из основных вопросов – это расселение населения, стремящегося жить и работать в городе-герое Минске, – отметил Александр Лукашенко. – Я уже не единожды говорил, что перенаселение Минска – это не в пользу тех людей, которые живут в Минске. В том числе не в пользу тех, кто хочет приехать в Минск”.
Глава государства привел в пример российскую столицу. По официальным данным, в Москве проживает около 13,1 млн человек. Однако реальное количество людей, единовременно проживающих в мегаполисе, составляет 15 млн человек. “Сплошные пробки, необходимость строительства в огромных масштабах развязок, дорог и так далее. Что приятного для человека жить в этой железобетонной “одежде”, и кругом автомобили, автомобили, автомобили”, – сказал Президент.
В Беларуси пошли другим путем, начав развивать так называемые города-спутники Минска. Сейчас к ним относятся Дзержинск, Заславль, Логойск, Смолевичи, Фаниполь и поселок Руденск. Из этих городов легко добраться до столицы, но необходимо подумать о том, как сделать путь еще более скоростным, подчеркнул Президент. “Нам надо подумать о строительстве более скоростных, независимых от автомобильных дорог, участков. Я не думаю, что это займет много времени или больших денег (потребует. – Прим.)”, – отметил Александр Лукашенко.
Он привел в пример Астану, где много лет назад начали строительство наземного метро. Предполагалось, что железнодорожные линии будут располагаться на железобетонных опорах. Однако проект вышел дорогим и поэтому приостанавливался. “Это очень дорого. У нас что, есть такая необходимость? Мы можем построить наземное метро. Не будем рыть, как крот, под землей эти траншеи, а можем выйти на поверхность в конце контуров Минска и доехать до тех же Смолевич, Логойска и так далее. Я не думаю, что это по нынешним временам огромные деньги”, – заявил Глава государства.
В то же время для жителей городов-спутников наличие такой транспортной системы будет большим плюсом, обратил внимание Президент. “Надо создавать нормальное не только автомобильное, но и железнодорожное и прочее сообщение. Много разработок в мире уже есть. Поэтому в этом направлении нам надо двигаться, и в следующей пятилетке вопросы городов-спутников, особенно Минска, мы должны решить. Это должна быть отдельная программа или подпрограмма в программе “Дороги Беларуси”, – поручил Александр Лукашенко.
В Беларуси реализуется масштабная государственная программа “Дороги Беларуси”. 2025 год – завершающий, поэтому на следующую пятилетку будет разрабатываться новая программа. В планах, в частности, реконструировать дорогу от Гомеля до Бреста (М-10) и завершить строительство трассы Минск-Полоцк-Витебск.
“И практически все. Крупные дороги мы построили, с областными центрами из Минска мы имеем хорошую связь”, – отметил Александр Лукашенко.
В то же время он подчеркнул, что автомобильные дороги не ограничиваются международными и республиканскими трассами. “Нам надо районные центры связать с агрогородками – наиважнейший вопрос, если мы хотим, чтобы люди на селе жили и не были обижены. Они этого заслуживают. Поэтому в этой большой программе надо предусмотреть строительство дорог от районных центров до всех агрогородков. С агрогородками в течение года мы определимся, где они будут и какие (потому что идет объединение хозяйств и так далее), и будем строить эти дороги”, – сказал Президент.
Более половины дорог уже есть, но их надо модернизировать и привести в порядок, потребовал Глава государства.
“300 километров на гравии”, – уточнил вице-премьер Анатолий Сивак.
“Это почти ничего. Поэтому мы построим с твердым покрытием, а остальные дороги восстановим, – заявил Александр Лукашенко. – Конечно, есть крупные поселки, крупные деревни. Они обычно находятся на трассах от районного центра до агрогородков. Там, где нет – предусмотрим также подъездную дорогу с учетом перспектив”.
“Люди ждут наших действий в этом направлении. Мы им должны честно сказать, где мы будем работать, что мы будем делать. Они должны понимать, что мы за один год или за пять лет все не схватим (что хотелось бы), но очень многое сделаем. Это надо в программе (государственной программе “Дороги Беларуси” на новую пятилетку. – Прим.) предусмотреть”, – поручил Президент.
Как доложил Министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович, если в 2023 году было отремонтировано более 3 тыс. км дорог и 107 мостов, то в 2024-м – уже свыше 5 тыс. км дорог и 117 мостов. “Реконструировали, капитальный ремонт, текущий”, – пояснил он.
“Это хорошо. В программе дорожного строительства надо предусмотреть в том числе ремонт и восстановление мостов. Я не думаю, что нам надо строить много новых мостов. Нам надо реконструировать мосты. Они уже старые, их немало. Они небольшие в основном, поэтому надо упреждать. Не ждать, когда какой-то мост начнет разрушаться или вообще обвалиться. Это для нас очень важно”, – подчеркнул Глава государства.
“Если говорить о республиканских автомобильных дорогах, то из 16 тыс. км более 1,7 тыс. км мы отремонтируем в этом году”, – добавил Алексей Ляхнович.
С начала пятилетки объемы финансирования строительства и ремонта дорог увеличились более чем в два раза. Если в 2021 году на эти работы потратили чуть меньше миллиарда (Br946 млн), то в 2023-м – почти два (Br1,926 млрд). В 2024 году, который еще не закончился, – уже Br2,5 млрд.
“Вы не забудьте, я ставил перед вами задачу, что там, где только возможно (и невозможно), мы должны строить дороги с бетонным покрытием, – напомнил о своем поручении Александр Лукашенко. – Бетон есть бетон. Я каждый день езжу по логойской трассе – да, она уже трещины дала, так она более 50 лет эксплуатируется. Дала трещины, мы их заделали – и нормально. В этой программе красными буквами должно быть определено строительство бетонных дорог”.
Президент также обратил внимание, что строительство и ремонт дорог – это немалые деньги. По информации Министерства транспорта и коммуникаций, чтобы провести текущий, то есть ямочный ремонт одного километра дороги, требуется Br350 тыс. А на полную реконструкцию, когда из двух полос делают полноценные четыре, – в среднем Br10 млн.
“Мы тратим деньги, которые платят перевозчики, транспортируя грузы в основном по международным магистралям, основным республиканским дорогам. Мы с них берем деньги и вкладываем в дорожную сеть. В том числе и из бюджета. И если мы не будем основные трассы поддерживать в нормальном состоянии, к нам никто не поедет. Значит, не будет денег вообще на дорожное строительство. Поэтому люди должны понимать, что мы торопимся и прежде всего строим, приводим в порядок и ведем ремонт на этих основных трассах. Каждый год. И будем это делать, потому что они приносят нам деньги”, – пояснил Глава государства.
“То есть мы уже алгоритм действий нащупали в строительстве и поддержании в нормальном состоянии дорог. Осталось действовать”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства рассказал, что Беларусь и Россия обсуждают строительство скоростной магистрали Москва – Брест.
“С Президентом России Владимиром Путиным мы договорились, что в ближайшее время обсудим вопросы строительства скоростной магистрали через Беларусь из Москвы на запад. До Бреста по крайней мере. Если западники захотят в этом участвовать, будем до Берлина работать. Нет – до Бреста и в обратном направлении на восток. Это, можно сказать, уже вопрос предрешенный”, – заявил Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул, что в стране необходимо создавать условия, чтобы белорусы чаще строили жилье в деревнях.
“Надо все-таки наших белорусов медленно разворачивать, подталкивать к тому, чтобы они в селах, неперспективных деревнях или хуторах, где угодно, покупали участки. Это все-таки почти полгектара участок. А есть много участков, где никогда люди не жили, но там можно построить жилье. И богатых людей достаточно, небогатых, но желающих построить жилье в деревне, чтобы дети у них по траве могли ходить босиком каждый год. Надо подталкивать их к этому и создавать соответствующие условия”, – поставил задачу Глава государства.
Эти вопросы, добавил он, необходимо предусмотреть в новой государственной программе “Строительство жилья” на следующую пятилетку.