Среда, 4 декабря, 2024

Слышать глазами. Как жить в абсолютной тишине и какие сложности возникают у глухих людей?

Популярное

 

 Чтобы попасть в другой мир, не нужно быть участником мистического действия. Достаточно просто… закрыть уши. Наглухо. И вы сразу попадете в другую реальность, которая станет настоящим квестом по выживанию. Попробуйте хоть на минуту выключить звук телепередачи или фильма и понять, о чем идет речь. Или молча объяснить продавцу, что вы хотите купить, водителю автобуса — что вам нужно выйти, медсестре в регистратуре — к какому врачу хотите попасть. В жизни, где нет звуков и голосов, совсем другие проблемы. Глухоту не определить внешне. Но в Борисове проживает более 200 глухих и слабослышащих людей.

Нет слов

 Признаться, когда Оксана Петрова, переводчик жестового языка ТЦСОН Борисовского района предложила провести встречу с глухими, я была обескуражена: как это возможно? «Я помогу» — улыбнулась специалист. Оказалось, это была самая яркая на диалоги, эмоциональная встреча, пожалуй, за все годы моей работы. Она оставила незабываемое «послевкусие».

Оксана, по сути, вхожа в семью каждого из 170 своих подопечных. Ей доверяют семейные секреты, вопросы здоровья и другое. Иначе нельзя: переводчик — связующее звено, проводник между тихим миром и миром звуков.

Вместе с ней на встречу пришли председатель правления Минской областной организации ОО «Белорусское общество глухих» Виталий Мазука и борисовчане Владимир Прибыльский, Ирина и Владимир Саковские, Ирина Тавлуй, Наталья Боровицкая, Лидия Курьянова и Анна Соколовская. Некоторые из моих собеседников живут в абсолютной тишине, другие — слабослышащие.

Не слышу, но понимаю

 Основная проблема для инвалидов по слуху — общение. Если между собой на помощь приходят жесты, то с говорящими сложнее: они просто не понимают, КАК важна артикуляция, чтобы глухой человек мог считать информацию по губам.

—Иногда, если непонятно, что спрашивает обратившийся ко мне на улице человек, я показываю, что не слышу, либо отворачиваюсь. Но последнее потому, что, как правило, после нередко следует негатив в мою сторону, — рассказывает Анна Соколовская.

Когда у глухого есть звуковая речь — это благо. Ведь тогда можно объяснить, что тебе нужно. Но многие стесняются что-то сказать голосом — вдруг неправильно?

Современность преподнесла глухим людям подарок — мобильные средства связи. Но и привычка сродни журналистской — носить с собой блокнот и ручку, осталась. Если понадобится, можно написать. Однако, и здесь есть свое «НО».

[Глухие] и звонкие

Некоторые люди с нарушениями слуха на хорошем уровне владеют письменной речью, но у многих, особенно взрослых людей, с письмом проблемы. Написанное слово является зачастую первым образом слова, с которым знакомится глухой ребенок. Но в речи мы изменяем слова, и как тут не допустить ошибок, если ты слова-то не слышал? Да, существуют различные методики обучения, но все же трудности с письмом есть у многих.

 — У меня вся семья глухая, — рассказывает Владимир Прибыльский жестами. — Родители были вообще безграмотными. Многие из глухих в школе учились слабо. Позже занимались самообразованием. Теперь, в достаточно зрелом возрасте, я глубже понимаю важность проблемы обучения глухих людей. Опять же — если глухой ребенок воспитывается в глухой семье, — это одно. Если он слышащий, помочь ему родители практически не могут: ни с уроками, ни с устной речью.

 — Помню, я плакала в обычной школе, ведь учитель говорит быстро, понять его непросто, — подтверждает Анна Соколовская.

Анна училась в Городее, тогда там была спецшкола для слабослышащих детей. Педагоги контролировали, чтобы подопечные говорили, а не общались жестами: нужно стараться сохранить речь. В Ждановичской спецшколе-интернате для детей с нарушением слуха дети глухие, поэтому там общаются жестами.

 Учатся глухие и слабослышащие 12 лет, по адаптированной программе. В советское время таких ребят старались быстрее выпустить после 8 классов — зарабатывать. И многие доучивались в вечерних школах, получали рабочие профессии прямо на учебно-производственных предприятиях.

 «Не для глухих!»

Так говорят инвалиды по слуху про инклюзию в образовании, рассматривая ее не только как зону социального противоречия.

Те, кто начинал учиться в обычных школах, как, например, Владимир Саковский, признаются, что это очень неудобно: учитель ведь ориентируется на слышащих. Без переводчика понять учителя непросто. И снова замкнутый круг: не понимаешь — не усваиваешь материал — отстаешь. Лучше уже специализированные классы, где все в равных условиях. И что немаловажно — вопросы буллинга в отношении глухих людей здоровыми до сих пор актуальны.

Пенсия и реабилитация

 Многие из моих собеседников не родились глухими, а стали ими в детском возрасте: осложнения после болезни, отиты, травмы… В Беларуси инвалиды по слуху с детства получают пенсии, родители — пособие на содержание детей. В союзное время пенсию глухие получали только когда шли работать. Ее размер зависел от среднего заработка человека.

 Есть у глухих и слабослышащих и проблемы с трудоустройством. По медпоказаниям работать они могут не везде. И не каждый захочет принять в штат глухого. А они — и могут, и хотят работать…

 — Если ты показываешь себя на работе достойно, хорошо относишься к делу, растешь как специалист — тебя везде будут уважать, — считает Владимир Прибыльский.

В Борисове есть несколько предприятий, принимающих на работу инвалидов по слуху. Поэтому сюда съезжались и съезжаются люди из разных мест — привлекают работа и общежитие.

«Плюшек» в виде льгот для глухих практически нет. Да, они получают пенсию по инвалидности пока работают, но после — только пенсию по возрасту. Раз в четыре года взрослые бесплатно получают слуховой аппарат, дети — раз в 2 года. А еще —бесплатную первую кохлеарную имплантацию (установке специального устройства, которое дает возможность слышать. — Авт.). Однако почти все глухие люди против нее.

— Во-первых, имплантация не возвращает слух, а только помогает в восприятии звуковых сигналов. Во-вторых — имплантаты требуют дорогостоящей замены комплектующих. К тому же нет гарантий, что имплантат сработает отлично в каждом отдельно взятом случае, любая операция сопряжена с риском, и еще после нужно с осторожностью подходить к любым видам физической активности, — рассказывает Оксана, подытоживая высказывания участников разговора. — После такой реабилитации инвалидность снимается. Но что делать, если у человека нет возможности в дальнейшем обслуживать такой аппарат? Снова глухота…

Еще одна проблема, которая сейчас решается, — получение сигнализатора звука для информирования о звуковых сигналах в быту. Для того, чтобы его получить, в удостоверении должна быть запись «нарушения слуха с детства». А у многих такой пометки нет, ее стали делать недавно. Вот и приходится менять документы, чтобы доказать, что ты действительно не слышишь.

Поддержку неслышащим оказывает Общественное объединение «Белорусское общество глухих».

Объяснить на пальцах

 Жестовый язык в жизнь глухих входит быстро. Но, как ни странно, не в жизнь их родных. Часто слышащие родители стесняются глухих детей, не хотят учить жестовый язык. Оксана говорит, что встречается с этим повсеместно. И это тоже серьезная проблема: если родители не хотят облегчить им жизнь, какого отношения к глухим можно требовать от остального общества?

Интересно, что жестовый язык претерпевает такие же изменения, что и устная речь: жесты появляются, изменяются. К слову, понятие «белорусский жестовый язык» уже закреплено в Беларуси на законодательном уровне.

«Легче выучить жестовый, чем русский язык», — признаются

мои собеседники и шутят, что он даже выручал на занятиях, когда нужно было подсказать однокласснику. Наталья Боровицкая, дети-двойняшки которой слышат, но знают «родительский» язык, умудрялись дактилировать друг другу подсказки.

Удивительно, но еще все глухие очень чувствуют вибрации и движения воздуха: если подходишь к ним со спины — обязательно обернутся. Иногда им достаточно тихонько постучать ногой, чтобы позвать кого-то.

В целом зрение частично заменяет им слух. То, что обычный человек может услышать, глухому нужно увидеть. А значит, нужно быть вдвойне внимательным на той же улице. Учиться слышать глазами.

Тихий мир

 А вот тихий мир— не тихий. В целом глухие люди очень позитивные, обожают путешествовать, экскурсии, заниматься рукоделием и садоводством, спортом.

— Мир глухих невероятно дружный, — рассказывает Оксана. — Если кому-то нужна помощь, откликнутся практически все. Кроме того, они охотно делятся новостями, обсуждают их. Благо, современные средства мобильности позволяют. Недавно я вернулась из Москвы, с форума переводчиков. Он проводился на жестовом языке глухими лекторами. Обсуждали массу вопросов. Но именно там я еще раз четко осознала: глухие могут все!

— «Подтянутся» за говорящими нам сложно, но мы стараемся принимать участие во всех видах жизнедеятельности, — говорят участники разговора. — Мы подстраиваемся под этот мир, ведь слышащие ничем не может помочь инвалиду по слуху, если не знают жестового языка.

***

За время беседы словно стираются барьеры. Кажется, уже начинаешь понимать жесты глухих, считывать эмоции… И мои собеседники уже интервьюируют меня:

— Если бы у вас родился глухой ребенок или стал глухим родственник, что бы вы сделали?

— Я бы учила жестовый язык…

 …И я уже знаю несколько букв и фразу «Будь смелее». Пусть и не пригодится…

Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото Ирины МАЛИНОВСКОЙ

- Advertisement -spot_img

Последние новости