Среда, 9 октября, 2024

Борисовской «Луне» сегодня исполнилось бы 100 лет. Мы помним

Популярное

Сегодня Борисовщина вспоминает нашу легендарную землячку, подпольщицу, связную и разведчицу партизанской бригады «Дяди Коли», героя Великой Отечественной войны Людмилу Чаловскую: 25 сентября ей исполнилось бы 100 лет.

 В Борисовской центральной библиотеке имени И.Х. Колодеева состоялась встреча, посвященная памяти Люси Чаловской, участие в которой приняли председатель Борисовской районной организации РОО «Белая Русь» Владимир Васильев,  член Союза журналистов СССР, полковник в отставке Евгений Качан, ветераном педагогического труда, брат подпольщицы, партизанки Люси Чаловской Александр Максимов, заслуженный тренер Республики Беларусь Марат Сигальчик, учащиеся школ Борисовщины.

 Александр Максимов поделился  воспоминаниями о сестре, показал памятные снимки, письма военных лет  от своих родных.

— У меня остались только два ярких воспоминания о сестре — когда Люсенька  садила меня на воз и мы ехали в партизанский отряд. И еще один — когда она шла навстречу вместе с парнем. У нее был автомат на плече, и Люся смеялась, — сказал он.

— Без преувеличения можно сказать, что особенно мощным и бескомпромиссным, поистине всенародным стало патриотическое движение против оккупантов именно в Беларуси. Недаром нашу страну называют республикой-партизанкой, — отметил Владимир Васильев.

  Ребятам рассказали, что в то время семья Чаловских жила в районе Дымок, и Люся с братом каждый день ходили в школу через длинный деревянный мост, соединявший два берега реки.

С первых дней оккупации в Борисове была создана молодежная группа, которую возглавлял Борис Качан. Активная подпольщица Людмила стала впоследствии разведчицей-связной партизанской бригады «Дяди Коли». В партизанском отряде им. Ф. Дзержинского Люся носила имя «Луна».  В образе худенькой девочки или согбенной старушки она выходила на ответственные задания. Наблюдала за работой немецких учреждений, налаживала связь с нужными людьми. Именно она заставила работника паспортного бюро Тришко передать ей 70 чистых бланков немецких документов. С паспортами, написанными на добытых Люсей бланках, разведчики-партизаны свободно ходили по улицам Борисова, Минска, Смолевичей. Минами переданными Люсей подпольщикам, был взорван цех спичечной фабрики и пущены под откос эшелоны.

Неуловимая Люся и ее деятельность в тылу врага стали беспокоить фашистов. За ее голову немцы пообещали 5000 марок. Но даже после этого Люся приходила в город и почти на глазах у гестаповцев и полицейских дерзко выполняла задания.

День 3 октября 1943 года оказался для нее роковым. Ее узнал один из тех, кто агитировал вступать в национал-трудовой союз и кто знал, что она партизанка, Евгений Воробьев. Схватили девушку на рыночной площади в старом городе, бросили в тюрьму. Кстати, именно Люся разведала, что созданный в городе национал-трудовой союз нового поколения для молодежи — не что иное, как замаскированная фашистская организация, которая готовила лазутчиков для диверсий в тылу нашей армии. Руководил этим союзом матерый фашист, который выдавал себя за военнопленного. Идя под конвоем, избитая, окровавленная, она успела крикнуть: «Передайте в бригаду «Дяди Коли», что меня выдал Евгений». Сраженные страшной вестью, боевые товарищи Чаловской, Носов и Меняшкин, попробовали спасти Люсю. С помощью Марии Комар они раздобыли среди горожан несколько золотых вещей и через одного полицая решили подкупить гестаповца. Но как только золото попало в руки следователя, тот был схвачен полицией. А Люся осталась в тюрьме.

Партизаны, как ни старались, вырвать Люсю из лап гестапо так и не смогли. Более месяца длились жестокие пытки, с очередного допроса девушку в камеру приносили без сознания, менее чем через час опять уводили на допрос. На последнем допросе гестаповец произнес: «Мы хотим доставить вам радость. Мы вас расстреляем в день годовщины Октябрьской революции».

Ее били плетью, жгли раскаленным железом, таскали за волосы. Патриотка никого и ничего не выдала. Из последних сил она начертила краешком гребешка на стене тюремной камеры: «Меня расстреляют на рассвете. Родина отомстит за нашу смерть».

Люсю расстреляли в ночь с 6 на 7 ноября 1943 г., накануне 26-й годовщины Октября.

Евгений Качан рассказал ребятам, как чтят память нашей землячки на Борисовщине и в Российской Федерации.

…Борисовщина помнит и никогда не забудет героическую девушку, которая навсегда вписала свое имя в историю  осталась в рядах героев Великой Отечественной войны.  Наша «Луна» никогда не погаснет в народной памяти.

 Служба информации «А», фото Юрия АБРОСЬКИНА

- Advertisement -spot_img

Последние новости