Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 февраля принял отчет Правительства за 2025 год.

«Время почти военное. Почему? Экономика стала реальным полем боя. Экономическими инструментами достигаются цели классической войны: отобрать ресурсы, вызвать социальные протесты, заставить выполнять не наши правила — жизнь по другим правилам», — сказал Глава государства.
Александр Лукашенко перечислил такие экономические инструменты, которые используются в целях давления.
Первое — санкции. «Но для вас и для меня их нет. Если бы начали ссылаться на санкции, нас бы уже не существовало, — подчеркнул белорусский лидер. — Как только вобьем себе в голову, что невозможно работать — все, мы погибнем. Не будет результата — придем к военной экономике».
Глава государства отметил, что под прямым действием санкций находится более полусотни стран мира, а вторичный эффект касается, наверное, уже сотен государств.
Второе — эмбарго. «Торговой блокадой и заморозкой активов душат сегодня на глазах всего мира Кубу», — привел пример Александр Лукашенко.
Третье — тарифные войны. Здесь в арсенале пошлины, квоты, запрет на импорт и экспорт отдельных товаров.
Четвертое — валютные атаки. «Через ограничение хождения долларов, давление на курс и расчеты в определенной валюте попытались устроить цветную революцию в Иране», — сказал Президент.
Пятое — борьба за технологии. Здесь имеет место конкуренция в самом неприкрытом, неоколониальном виде, заметил белорусский лидер. Это запрет на поставку оборудования, чипов, программного обеспечения, блокировка доступа к наукоемким отраслям.
Шестое — контроль цепочек поставок, т.е. попытка сделать другие страны зависимыми от логистики и инфраструктуры.
«Беларусь на себе в полной мере испытала весь этот букет «цивилизованных правил». Вместе с тем, как мы договорились когда-то, внешние условия изучаем и понимаем, но работать в условиях ограничений и санкций мы должны», — подчеркнул Александр Лукашенко.
«Весь год в этой важнейшей сфере шел устойчиво замедляющийся тренд, во втором полугодии сработали с отрицательной динамикой 98,2%. Январь 2026 года — еще минус 3,4%. В сложной ситуации находится половина обрабатывающей промышленности, — сказал Президент. — На ключевом российском рынке только Минпром не добрал в прошлом году $1 млрд. Все его предприятия в красной зоне. Наблюдаем падение выпуска ключевых товаров».
«На фоне хорошего урожая общий результат сельского хозяйства не намного лучше, чем годом ранее. При этом сельхозорганизации сработали с темпом 102,7%. То есть наш курс на крупнотоварное хозяйство в целом верный, — сказал Александр Лукашенко. — Выросло животноводство (103%), обеспечен рекордный экспорт продуктов питания — $10 млрд. Но неприемлемая ситуация с падежом, хроническая задолженность сельхозорганизаций смазывают эти итоговые результаты».
Президент констатировал, что интегральный итог прошлого года — это скромный рост экономики регионов и страны в целом. «В матрице задач вертикали власти большинство из них в красной зоне (ВВП, экспорт, инфляция, запасы на складах, уровень затрат и так далее)!» — заявил Глава государства.

Александр Лукашенко считает, что пока Правительство недостаточно погружается в отраслевые проблемы и ситуацию на ряде значимых предприятий. «Предпочитаете находиться вместе с Нацбанком в эйфории макроэкономической стабильности?» — поставил вопрос Президент.





