Инновационный процесс является одним из существенных факторов совершенствования деятельности учреждения образования, повышения его престижа и конкурентоспособности. Основой этого процесса является инновационная деятельность учреждений образования, которая направлена на решение таких актуальных задач, как повышение качества образования, обновление содержания образовательных программ, апробация новых моделей обучения и образовательных технологий, совершенствование форм, методов, средств обучения и воспитания, информатизация образования, формирование новых механизмов управления образованием и т.д.
В учреждениях образования Борисовского района определены приоритетные направления инновационной деятельности с учетом региональных особенностей: они охватывают систему общего среднего и дошкольного образования, сферу воспитательной работы, специального и дополнительного образования детей и молодежи, непрерывное образование педагогических работников и предполагают осуществление единой образовательной региональной политики. В 2025/2026 учебном году учреждениями образования Борисовского района реализуется 37 инновационных, педагогических и экспериментальных проектов.

В Государственном учреждении образования «Гимназия № 3 г. Борисова» создан и действует ресурсный центр по организации инновационной деятельности, целью которого является организация информационного образовательного пространства для обмена педагогическим опытом, методической поддержки и развития профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования района. Под руководством директора учреждения образования Кирик И.В. создана и развивается уникальная образовательная среда, которая объединяет кадры, методики, материальную базу для поддержки всего педагогического сообщества района.
Ежегодно на базе ресурсного центра проводятся два ключевых мероприятия: районный фестиваль инновационных педагогических идей «Инновационный экспресс» и вернисаж инновационных достижений «Деятельность учреждения образования в целях развития инновационного пространства Борисовского района».
19 декабря на базе ресурсного центра в гимназии №3 прошел пятый юбилейный фестиваль «Инновационный экспресс — 2025». С приветственным словом к участникам фестиваля обратился директор государственного учреждения «Учебно-методический центр Борисовского района» Гаврилова А.В. Фестиваль открылся экспозицией методических продуктов инновационной деятельности учреждений образования Борисовского района, которую представили ГУО «Белорусскоязычная гимназия №2 г. Борисова», ГУО «Гимназия №3 г. Борисова», ГУО «Средняя школа №2 г. Борисова», ГУО «Средняя школа №3 г. Борисова», ГУО «Средняя школа №18 г. Борисова», ГУО «Средняя школа №10 г. Борисова».

Традиционно заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия №3 г. Борисова» Устилко Г.А. актуализировала вопросы организации инновационной деятельности. Тема этого года «Повышение профессиональной компетентности педагога посредством участия в инновационной деятельности.
Далее работа фестиваля была организована по секциям: «Профессиональное развитие педагога: от компетенций к мастерству», «Механизмы взаимодействия участников образовательного процесса как условие формирования личности учащегося», «Возможности компьютерных программ в образовательном процессе». Учреждения образования представили презентации о реализации инновационных и педагогических проектов, методические продукты, провели мастер-классы «Внедрение модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования», «Формирование ключевых компонентов функциональной грамотности учащихся в условиях компетентностно-ориентированной образовательной среды», «Использование искусственного интеллекта как средство развития гибких навыков у учащихся», тренинг для педагогов «Второе дыхание».

Анализ результативности участия учреждений образования Борисовщины в инновационной деятельности показывает, что область развития деятельности такого характера достаточна широка и включает как целенаправленные мероприятия образовательного менеджмента (организация ознакомления педагогической общественности с результатами реализации инновационных проектов, разработка рекомендаций по внедрению инновационного педагогического опыта в массовую образовательную практику по завершению реализации проектов, формирование сетевых педагогических сообществ и т.д.), так и новые проблемные задачи, требующие решения на уровне проектирования новых практик образовательной деятельности (создание оптимальных моделей введения допрофильного и профильного обучения, в частности, аграрной и педагогической направленности).
Инновационная деятельность учреждений образования позволяет обеспечить стратегию их эффективного развития: определить перспективные направления образовательной практики, выявить условия, способствующие целенаправленному развитию всех субъектов образовательного процесса, повысить качество образования. Следует отметить, что обмен опытом и конкуренция учреждений образования, включенных в сеть инновационной деятельности, способствуют повышению качества образования.
Устилко Галина Александровна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия №3 г. Борисова»





