Рассмотрим, в чем заключаются данные особенности Указа от 31.01.2025 N46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» (далее — Указ N46). Документом установлен упрощенный порядок строительства и приемки объектов 4-го и 5-го классов сложности. Применять данный порядок заказчик (застройщик) вправе, но не обязан. Если строительство будет осуществляться за счет бюджетных средств, полагаем, внимание о применении таких процедур может быть повышенным с точки зрения целесообразности расходования бюджетных средств.
1. Новое в приемке объектов строительства с 02.02.2025
С 02.02.2025 заказчик (застройщик) вправе своим решением принять объекты строительства 4-го или 5-го класса сложности на основании заключений органов госстройнадзора, если эти объекты (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа N 46):
1) возведены с использованием проектной документации, разработанной методом привязки проектов, рекомендованных для повторного применения, к месту размещения объекта;
Примечание
Проект, рекомендованный для повторного применения, — разработанная проектная документация на возведение жилых домов, объектов социально-культурного, производственного, сельскохозяйственного и коммунально-бытового назначения, технико-экономические показатели которых удовлетворяют типовым потребительским качествам и социальным стандартам, рекомендованная Минстройархитектуры для повторного применения (подп. 1.52 ст. 1 Градостроительного кодекса).
Такие проекты включаются в республиканский фонд проектной документации (ФПД) и размещаются на сайте РУП «РНТЦ по ценообразованию в строительстве» (абз. 3 подп. 3.1 п. 3, п. 5 Инструкции N 14).
Государственная экспертиза проектной документации, которая разработана методом привязки проектов, рекомендованных для повторного применения, к месту размещения объекта, в течение 5 лет со дня включения таких проектов в ФПД, проводится в части проектных решений по привязке в срок не более 15 рабочих дней (подп. 1.2 п. 1 Указа N 80).
2) закончены строительством в соответствии с проектной документацией, которая прошла госстройэкспертизу по стадии «Строительный проект», при условии, что после прохождения госстройэкспертизы:
— либо изменения в проектную документацию не вносились;
— либо изменения в проектную документацию вносились, но после внесения изменений повторно получено заключение госстройэкспертизы.
Справочно
Классификацию объектов строительства см. в СН 3.02.07-2020, утвержденных постановлением Минстройархитектуры от 26.10.2020 N 63 «Об утверждении и введении в действие строительных норм».
Таким образом, с 02.02.2025 при приемке вышеуказанных объектов 4-го и 5-го классов сложности наличие заключений других органов госнадзора, кроме госстройнадзора, не потребуется (ч. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа N 46).
Примечание
По общему порядку приемки объектов строительства, помимо заключения госстройнадзора, необходимо получить ряд заключений иных органов госнадзора: Минприроды, органов санитарного госнадзора и пр. Приемка объекта в эксплуатацию без положительных заключений органов госнадзора не допускается (ст. 112, п. 5 ст. 113 Градостроительного кодекса).
Установлены критерии, по которым перечисленные объекты 4-го и 5-го классов сложности оцениваются при выдаче заключения органов госстройнадзора (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа N 46):
— объекты должны соответствовать проектной документации;
— инженерная инфраструктура должна быть готова обеспечить подачу, учет и отведение ресурсов в объемах, предусмотренных проектной документацией.
2. Новое в строительстве и приемке объектов с 02.05.2025
С 02.05.2025 заказчик (застройщик) вправе своим решением осуществлять строительство объектов 4-го и 5-го классов сложности на предоставленном земельном участке в пределах разрешенных инженерных нагрузок на основании совокупности следующих документов (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 Указа N 46):
— чертежей. Состав и объем таких чертежей определяет заказчик (застройщик);
— эскизного проекта. Документ должен быть согласован руководителем структурного подразделения местного исполкома базового территориального уровня, который осуществляет государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы, включая территории районов в городе. Состав и порядок согласования эскизного проекта уполномочен устанавливать Совмин (п. 2 Указа N 46).
Обратите внимание!
Указанные правила не распространяются (подстрочное примечание <*> к абз. 1 ч. 1 подп. 1.2 п. 1 Указа N 46):
— на объекты, которые финансируются физлицами;
— объекты, которые подлежат сносу, консервации;
— многоквартирные, одноквартирные жилые дома;
— квартиры в блокированных жилых домах;
— нежилые капитальные постройки 5-го класса сложности на придомовой территории;
— садовые домики, хозяйственные строения и сооружения на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства;
— хозяйственные строения и сооружения на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства;
— ветроэнергетические и гелиоэнергетические установки;
— объекты, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;
— недвижимые материальные историко-культурные ценности.
В этом случае не обязательно (ч. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа N 46):
— осуществлять сбор исходных данных, разрабатывать предпроектную (предынвестиционную), проектную документацию;
— получать разрешительную документацию на строительство;
— проходить экспертизы проектной документации (при ее наличии).
При этом законченный строительством объект не будет являться самовольной постройкой (ч. 4 подп. 1.2 п. 1 Указа N 46).
Из всех видов надзора в строительстве обязательно проведение только госстройнадзора (ч. 3 подп. 1.2 п. 1 Указа N 46).
Примечание
При общем порядке приемки объектов строительства, в зависимости от вида строительства (возведение, реконструкция, модернизация и пр.), необходимо:
— собрать исходные данные, разработать предпроектную (предынвестиционную), проектную документацию, получить разрешительную документацию (ст. 66, 69, 72 Градостроительного кодекса);
— пройти в отношении проектной документации необходимые экспертизы в случаях, когда это установлено законодательством: экологическая экспертиза, госэкспертиза энергетической эффективности, санитарно-гигиеническая экспертиза, экспертиза промышленной безопасности (п. 3.4, подп. 3.5.2 п. 3.5, подп. 3.3.2 п. 3.3, подп. 19.36.1 п. 19.36 единого перечня админпроцедур);
— осуществить технический и авторский надзор, пройти госстройнадзор и пр. (ст. 121 Градостроительного кодекса).
Приемка таких объектов в эксплуатацию осуществляется в общеустановленном порядке, но с учетом следующих особенностей:
1) не допускается приемка в эксплуатацию объекта без полного завершения СМР, в том числе по встроенным и пристроенным помещениям, очередей строительства, пусковых комплексов в составе объекта (п. 1 приложения к Указу N 46);
Примечание
При общем порядке приемки объектов строительства допускается приемка объекта в эксплуатацию без выполнения отдельных видов работ, если это предусмотрено ПД, не противоречит законодательству в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и не препятствует эксплуатации объекта, функционированию инженерной инфраструктуры. При этом также есть исключения. Например, до приемки в эксплуатацию жилых домов должны быть завершены все предусмотренные проектной документацией работы по внутренней отделке помещений и пр. (п. 4, п. 9 ст. 104 Градостроительного кодекса).
2) не допускается перенос отдельных видов работ на благоприятный период года (п. 1 приложения к Указу N 46);
Примечание
При общем порядке приемки объектов строительства отдельные виды работ могут быть перенесены на более благоприятный период в установленном порядке, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта (п. 7 ст. 104 Градостроительного кодекса).
3) объекты производственной инфраструктуры допускаются к приемке в эксплуатацию только после подтверждения рабочей комиссией по приемке оборудования готовности смонтированного оборудования к эксплуатации, выпуску продукции (выполнению работ, оказанию услуг) в соответствии с чертежами (монтажными схемами) (п. 2 приложения к Указу N 46);
Примечание
При общем порядке приемки объекты производственной инфраструктуры допускаются к приемке в эксплуатацию только в случае, если рабочая комиссия подтвердит готовность смонтированного оборудования к эксплуатации, выпуску продукции (выполнению работ, оказанию услуг) в соответствии с проектной документацией (п. 2 ст. 111 Градостроительного кодекса).
4) в состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов 4-го и 5-го классов сложности включаются представители (п. 3 приложения к Указу N 46):
— заказчика (застройщика);
— подрядчика в случае заключения договора строительного подряда;
— разработчика чертежей (монтажных схем), послуживших основой для строительства объекта;
— эксплуатационной организации (при ее наличии);
— местного исполкома базового территориального уровня;
— территориальных органов по чрезвычайным ситуациям;
— органов государственного энергетического и газового надзора;
Примечание
При общем порядке приемки в состав приемочной комиссии входят представители (п. 3 ст. 106 Градостроительного кодекса) застройщика (заказчика и подрядчика, если заключался договор стройподряда), разработчика ПД, местного исполкома, эксплуатационной организации (при ее наличии), иных госорганов и организаций (по их согласованию).
5) установлены отдельные критерии, по которым объекты будут оцениваться приемочной комиссией. К ним относятся соответствие 4-го и 5-го классам сложности, соответствие эскизному проекту и прочие критерии, перечисленные в п. 4 приложения к Указу N 46;
Примечание
При общем порядке приемки к критериям, которые оцениваются приемочной комиссией, относятся соответствие объекта проектной документации с учетом допускаемых отступлений без внесения изменений в проектную документацию и прочие критерии, перечисленные в ст. 107 Градостроительного кодекса.
6) соответствие принимаемых в эксплуатацию объектов требованиям НПА, в том числе обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, необходимо подтвердить заключениями органов госнадзора, которые выдаются в пределах их компетенции (ч. 1 п. 5 приложения к Указу N 46). При этом не требуются заключения:
— органов государственного энергетического и газового надзора;
— надзорных органов МЧС.
Обратите внимание!
Перечень органов госнадзора, которые выдают заключения при приемке объекта в эксплуатацию, перечислены в ст. 112 Градостроительного кодекса.
Органы госнадзора в течение установленного админпроцедурами срока обязаны оценить соответствие объекта исключительно требованиям НПА, в том числе обязательным для соблюдения ТНПА, и выдать (ч. 2 п. 5 приложения к Указу N 46):
— либо положительное заключение по принимаемому в эксплуатацию объекту;
— либо мотивированный отказ в выдаче заключения.
Приемка в эксплуатацию объектов при отсутствии положительных заключений органов госнадзора запрещается (п. 6 приложения к Указу N 46).
При госнадзоре не допускается предъявлять требования, которые не предусмотрены НПА, в том числе обязательными для соблюдения ТНПА (ч. 3 п. 5 приложения к Указу N 46).
Примечание
При общем порядке приемки не допускается предъявлять требования, не предусмотренные проектной документацией (п. 8 ст. 113 Градостроительного кодекса).
ilex.by, фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер





