Заместитель начальника главного управления по противодействию киберпреступности МВД Александр Рингевич рассказал корреспонденту БЕЛТА о том, как не стать жертвой «домофонных» аферистов и сохранить свои накопления.
«В последнее время участились случаи, когда телефонные мошенники представляются сотрудниками сервисных центров по замене домофонных ключей. Схема аналогична той, где на первоначальном этапе киберпреступники убеждали в необходимости замены счетчиков учета воды, газа или продлении договора на услуги связи», — отметил Александр Рингевич.
Он рассказал о том, что звонки могут поступать как на домашний, так и на мобильный телефон. Под видом работников различных служб, в том числе ЖКХ или сервиса по обслуживанию домофонов, мошенники выманивают у гражданина поступивший от любого интернет-сервиса код из СМС. Как только человек называет цифры из сообщения, в игру включается другой аферист, который представляется сотрудником милиции, Следственного комитета, КГБ или ДФР. Он запугивает гражданина тем, что, рассказав код из СМС, он профинансировал экстремистскую или иную противозаконную деятельность и против него уже возбуждено уголовное дело.
«Далее ситуация может развиваться по одному из сценариев, в котором псевдосотрудник предлагает «помощь» в решении возникшей проблемы. Так, лжеправоохранитель может начать запугивать человека тем, что по его месту жительства будет произведен обыск и необходимо «задекларировать» наличные и драгоценности, передав их курьеру либо переведя на «специальный» счет. Мошенники могут начать убеждать гражданина, что на его имя якобы оформлен кредит, для аннулирования которого нужно оформить встречный, а деньги перевести на «временный» счет в банке. Также аферисты могут порекомендовать установить мобильное приложение и передать дополнительные коды. При этом злоумышленники могут получить доступ к банковскому счету, цифровым кодам либо убедить жертву приложить банковскую карту к ее телефону. Еще мошенники могут попросить сфотографировать банковскую карту с двух сторон, продиктовать ее номер и код с оборотной стороны», — подчеркнул заместитель начальника главного управления.
Правоохранитель указал на то, что во всех вариантах аферисты похитят деньги. «Чтобы не стать жертвой киберпреступников, не нужно доверять звонящим и никогда нельзя передавать цифровые коды кому бы то ни было. Всю неожиданно полученную от незнакомых лиц информацию стоит перепроверять, самостоятельно обратившись в организацию, от имени которой осуществлен звонок», — резюмировал Александр Рингевич.