Профессия водителя и в мирное время сопряжена с опасностью, а в военное тем более. Автомобили, перевозившие личный состав, боеприпасы и другие грузы на передовую, в годы Великой Отечественной войны подвергались бомбардировкам с воздуха, подрывались на минах. Что уже говорить о тех, что принимали участие в боевых действиях. Настоящим счастливчиком можно считать гвардии сержанта Ивана Волкова, который без ранений и контузий провел за рулем все четыре военных года. Узнали, за какой подвиг его удостоили ордена Красной Звезды.
В семье старосты д. Демидовка Михаила Волкова бережно хранят память о героическом родственнике. В День Победы представители четырех ее поколений (отец, сын, внук и правнук) приняли участие в республиканской акции «Беларусь помнит» и с гордостью несли портрет своего отца, деда и прадеда Ивана Ивановича Волкова.
— Мои отец и дед оба воевали. Дед в первую мировую войну под Сморгонью был отравлен газами, а отца в апреле 1941 года призвали в армию. Он прошел дорогами Великой Отечественной войны от Брянска до Кенигсберга, — рассказал Михаил Иванович. — Только спустя 30 лет после Победы мы узнали о его подвиге. На такой срок у отца была подписка о неразглашении.
Дед Михаила Волкова был родом из Красноярского края. После немецкой газовой атаки находился на лечении в Северо-Западном крае Российской империи, где встретил свою суженую и остался с ней жить в д. Заровье Холопеничского, а ныне Чашникского района.

Любитель техники
В 1921 году у супругов родился сын Иван. Мальчику очень быстро пришлось повзрослеть, так как отец рано умер. В восьмилетнем возрасте он взял на себя заботу о семье.
— Не знаю откуда, но у отца с ранних лет была большая тяга к технике. Позже, когда бабушка во второй раз вышла замуж, он разобрал швейную машинку отчима, пока тот был в отъезде. Почти успел собрать ее обратно, но мужчина вернулся домой. Ох и досталось отцу за это, ведь машинка была источником дохода семьи, — привел такой пример Михаил Иванович. — Отчима вскоре тоже не стало: погиб в результате несчастного случая.
А тем временем в колхозах начали появляться первые тракторы. В 16 лет юноша пришел к председателю местного хозяйства и попросил отправить его учиться на тракториста в ремесленное училище в Глубокое. Там он получил права на управление не только трактором, но и автомобилем.
— Когда в сельсовет пришли два новых трактора, отцу доверили один из них. Так он пропадал на работе сутками, очень любил технику и хорошо в ней разбирался, — заметил младший Волков. — Потом его призвали в армию. Попал в артиллерию. Сначала подвозил снаряды, тягал пушки, а позже, как оказалось, управлял «Катюшей».
Фронтовыми дорогами
В составе 30 гвардейского артиллерийского полка 11 гвардейской стрелковой дивизии Иван Волков участвовал в операции «Багратион» по освобождению Беларуси. Особенно он отличился в боях в Лиозненском районе, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».
Вот что об этом сказано в наградном листе: «Шофер 6-й батареи сержант Волков Иван Иванович в боях с немецкими захватчиками проявил мужество и отвагу. При прорыве сильно укрепленной обороны противника 23 июня 1944 года в районе Болтуны и Озерище и последующих боях на Оршанском направлении бесперебойно доставлял припасы на огневые позиции батарей и тем самым обеспечил непрерывный огонь батареи по огневым точкам и живой силе противника».
Среди боевых наград военного водителя есть также орден Красной Звезды, медали «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
— С матерью отец познакомился в Кенигсберге. Ее, как и многих других молодых людей, немцы вывезли в Германию. Она там работала в теплицах, а отец приехал за овощами. Поженились в Кенигсберге, командир полка их расписал. Там же родителям дали квартиру, — уточнил Михаил Иванович. — Но в 1946 году бабушка (по отцовской линии) попросила вернуться на родину, чтобы помочь восстановить разрушенное войной хозяйство. По возращении отец устроился в Кащинский колхоз и проработал там всю жизнь: был и механиком, и завгаром. Его, как хорошего специалиста, очень ценили.
У Ивана Ивановича было всего шесть классов образования. Когда его сын выпускался из школы, руководитель хозяйства предложил Михаилу поступать в Горецкую сельхозакадемию на инженера. Но в отличие от отца юношу техника не интересовала, поэтому он пошел по другому профессиональному пути — стал педагогом.
— Я уже директором Кащинской СШ был. Вместе с супругой Людмилой, преподавателем музыки, проработали в ней тридцать лет, 27 из которых я руководил школой. Как-то подошли с отцом к памятнику погибшим в годы войны землякам, и я попросил его рассказать, где и как воевал. Он почему-то никогда раньше не делился воспоминаниями, но на этот раз согласился, — заметил Михаил Волков. — Как оказалось, все из-за подписки о неразглашении. В конце войны его отправили в Подмосковье на курсы по обучению управлению «Катюшей». Враги всеми способами пытались захватить это смертоносное оружие, чтобы узнать его секрет. Был приказ не допустить подобного. Если случалась какая-то поломка во время выполнения задания, машину нужно было взорвать. И в такую ситуацию попал отец под Кенигсбергом.
Трибунал или орден
Дело было в апреле 1945 года. Иван Волков в сопровождении младшего лейтенанта, который еще, как говорится, пороха не нюхал, отправились на линию фронта. Выпустив по противнику весь боекомплект «Катюши», собрались вернуться назад, но машина заглохла. Ее следовало взорвать, однако водитель не мог смириться с таким решением. Он хорошо разбирался в технике и понял, что проблема в свечах зажигания. Так как времени не оставалось, сержант посадил своего командира за руль и сказал включить зажигание, а сам, открыв капот, голыми руками искал неисправную свечу. Ей оказалась пятая. После ее замены с опозданием на 15 минут машина вернулась в полк.
Их встречал командир полка, который за эти четверть часа многое пережил, ведь было неизвестно, что случилось с боевой техникой. Требовалось о происшествии доложить в штаб фронта. «Волков, тебя под трибунал или наградить?» — спросил, выдохнув, полковник.
За спасение «Катюши» 24-летний водитель и младший лейтенант были удостоены ордена Красной Звезды. В наградном листе из-за секретности не сказано, что это была за техника. Там только сообщается, что «в наступательном бою при штурме города и крепости Кенигсберг с 6 по 9 апреля 1945 г. тов. Волков мужественно обеспечил своевременное перемещение орудия, передвигаясь вперед непосредственно к переднему краю на прямую наводку. При форсировании реки Прегель с 8 по 9 апреля 1945 г. под сильным артиллерийским обстрелом вместе с стрелковыми подразделениями переправил орудия и сумел сохранить от повреждений свою машину, быстро сделал для нее аппарель. В бою на подступах к г. Пиллау с 19 по 25 апреля 1945 г. тов. Волков в сложных боевых условиях обеспечил перемещение орудия, следуя вместе с наступающей пехотой. Благодаря мужеству и отваге тов. Волкова, батарея успешно выполнила поставленные перед ней боевые задачи».
Помнят и гордятся
В семье Волковых тяга к технике, можно сказать, передалась через два поколения. Внук Ивана Ивановича, как и отец, получил педагогическое образование, а вот правнук Егор (сын внучки) окончил БНТУ, был призван в армию и остался служить по контракту. Его маленький племянник (праправнук Ивана Волкова), глядя на дядю, тоже хочет стать военным. Мальчик с радостью вместе со взрослыми участвовал в республиканской акции «Беларусь помнит». Знает, что на портрете, который несли члены семьи, изображен героический отец его прадедушки.
На малой родине в Чашникском районе теперь Михаил Иванович бывает не часто. Лет 15 назад вместе с супругой вслед за детьми они переехали на Борисовщину. Но в родной деревне еще помнят его отца, который преданностью делу и профессионализмом заслужил всеобщее уважение. Что касается боевых заслуг, то о них Иван Волков предпочитал не распространяться.
— Отец был с юмором, как говорится, за словом в карман не лез, — отметил сын фронтовика. — Привез я домой молодую супругу из Узбекистана, где проходил воинскую службу. Люда только окончила музыкальное училище. Моя мать повела невестку сено грести, а та сломала два зуба в деревянных граблях. Свекровь сокрушалась по этому поводу, на что отец ей заметил: «Она грести научится, а вот ты игре на пианино — нет».
После такой поддержки девушка воспрянула духом и действительно за годы, прожитые в сельской местности, всему научилась. Хотя свекра давно уже нет в живых, она с теплотой вспоминает его.
Инга РОМАНОВСКАЯ, фото из семейного архива Волковых