Четверг, 27 февраля, 2025

Юлия Саматыго – о сплоченном коллективе, отзывчивых родителях гимназистов, новинках в учебном и воспитательном процессе

Популярное

Проект «Руководитель без галстука» – это способ рассказать о госслужащих, руководителях предприятий и учреждений, депутатах, лидерах общественных объединений честно, открыто и, возможно, даже больше, чем они сами о себе знают. Никакой повестки и клише. Все самое интересное и только для вас! На этот раз беседовали с директором Лошницкой гимназии Юлией Саматыго.

– Юлия Владимировна, вы всегда хотели быть педагогом?
– Нет. Эта мысль возникла в 10 классе. Так как мама моя – экономист, после окончания девятого класса Лошницкой школы поступила в финансово-экономический техникум, но ни дня не проучилась. Анна Савельевна Куновская, учительница русского языка и литературы, была нашим классным руководителем. Она в филологическую профессию меня и привела. Я училась в Мозырском педагогическом университете, как и моя старшая сестра. Проучившись два года, перешла на заочную форму обучения: сильно болела мама. Трудилась в Лошницкой школе воспитателем ГПД. Затем – учителем белорусского языка и литературы в Зоричской школе. После двух лет работы там вернулась в Лошницу на должность учителя белорусского языка и литературы. С момента открытия гимназии, в 1999 году, мне сразу предложили пойти туда. Согласилась. В начале 2004 года стала заместителем директора гимназии по учебной работе. В сентябре 2017 года возглавила учреждение образования.


– Лошницкой гимназии совсем скоро исполнится 25 лет. Расскажите о главных достижениях.
– В первую очередь, три года подряд мы становимся победителями соревнования среди учреждений образования Минской области в номинации «Лучшее учреждение образования, расположенное в сельской местности». Успех также то, что мы вышли на международный уровень и являемся членами Ассоциации школ России и Беларуси, Ассоциации школ Минской области и Санкт-Петербурга. Девятого октября мы заключили договор со школой Ямало-Ненецкого автономного округа. Особое достижение – коллектив гимназии. Как бы ни говорили, что и один в поле – воин, это не так. Директор в одиночку ничего не сделает. У нас работает пять учителей-методистов: 50% от общего количества в районе. Есть учителя, которые являются рецензентами учебных пособий, членами клубов «Хрустальный журавль», «Флагман». В гимназии работают три отличника образования, один отличник СНГ (их всего три в Беларуси). Это Иван Викторович Якименко. Родителям крайне важно, чтобы ребенок получал качественное образование. Процент поступления у нас свыше 95% ежегодно.


– Как вы мотивируете педагогов к научной деятельности, получению категорий, работе над проектами?
– И я, и мои заместители также участвуем во всех мероприятиях. Если говорить о методистах, то из пяти два, включая меня, – в числе администрации. Принцип такой: чтобы за тобой пошли, ты должен вести за собой и быть первопроходцем. В преддверии распределения педагогической нагрузки мы проводим собеседование, на котором рационально распределяем обязанности между педагогами. У нас каждый к 1 сентября знает, какой конкурс будет готовить, с какими детьми работать, в каких конференциях участвовать. Но тогда растут и амбиции педагогов. Если предлагаем поучаствовать одному в конкурсе, другие приходят сами. Побеждая в конкурсах профмастерства на разных уровнях, педагоги получают возможность досрочно повысить категорию. Высшую категорию досрочно получили Андрей Сергеевич Морозов и Александр Ильич Федоренко. Молодой специалист Анна Анатольевна Шибаева, работающая семь месяцев, досрочно получила 2 категорию. Еще один мотиватор – команда. Все поддерживают друг друга и помогают.


– Спектр работы гимназии широкий. Какие направления вы можете выделить как ключевые?
– Мы ежегодно участвуем в инновационно-экспериментальной деятельности. На данный момент реализуется инновационный проект по взаимодействию с педклассами и pr-экскурсионный с группами инженерной, аграрной, педагогической и военно-патриотической направленности. Наше учреждение образования с 2021 года – школа-лаборатория. И мы можем обучать не только детей, но и педагогов. Кроме того, у нас создана многоуровневая система педагогического сопровож­дения коллег. Гражданско-патриотическое направление – целый цикл мини-проектов, которые мы объединили в один. У нас работает музейный уголок, и он активно пополняется. С начала этого учебного года реализуем проект профессиональной направленности. Планируем провести в апреле фестиваль профессий и вовлечь все классы этого направления работы Борисовщины.


– О профориентационной работе вы как раз и говорили на республиканском педсовете с участием Главы государства…

– Одна из задач – оставить выпускников в экономике района. Первым шагом в этом направлении стали классы педагогической направленности. Они постоянно действуют с 2017 года. Это позволяет, как минимум, закрыть вакансии гимназии. На сегодняшний день в учреждении работает 13 наших выпускников. В этом году мы первые в районе проложили дорожку в Могилевский педуниверситет. Там открылась новая специальность – руководитель военно-патриотического воспитания. Туда поступил наш педклассовец Иван Тихонович. Надеемся, после окончания вуза он вернется к нам работать. Второе направление – аграрные классы. Это связано с тем, что агрогородок окружают предприятия, связанные с сельским хозяйством. К примеру, Максим Короленок, выпускник агрокласса, окончив сельхозакадемию, работает в филиале «Большие Новоселки». Многие наши выпускники поступают в БНТУ, поэтому мы открыли класс инженерной направленности. В прошлом году у нас также появился военно-патриотический класс. Выпускники гимназии Татьяна Гордейчук и Ярослав Беганский поступили на военные специальности. В прошлом году шесть выпускников гимназии взяли целевые направления. А это значит, что после обучения к нам в район вернутся молодые специалисты. Мы гордимся тем, что воспитываем патриотов.


– Как в гимназии организована работа с родителями? Ведь многие до сих пор спорят о том, кто должен воспитывать ребенка – семья или школа.
– Родители – активные участники образовательного процесса. С первых дней мы реализуем совместные проекты. Например, в рамках проекта «Борисовщина трудовая» посещаем предприятия, на которых работают родители гимназистов. Еще один проект — «Лица Победы», в нем дети совместно с родителями и классными руководителями рассказывают о своих родственниках, которые воевали. Недавно мы запустили канал «Семьеведение»: родители снимают видеоролики, вскрывая проблему, которая есть у них в семье. Затем педагог-психолог и педагог социальный рассказывают об особенностях проблемы и делятся лайфхаками, как можно с ней справиться. Что касается вопроса, кто должен воспитывать, то здесь однозначного ответа нет. Все рождается в семье, и если в ней заложены азы воспитания, то школа только поддерживает и помогает. Но есть такие ситуации, когда семья бессильна. Тогда должна включаться школа. И лишь во взаимодействии можно получить результат.


– Что, на ваш взгляд, сложнее: обучать или воспитывать?
– Обучение и воспитание – неразделимые процессы. Сложность состоит в том, как включить воспитание в процесс обучения, в урочную деятельность. Наши педклассовцы разработали циклограмму единых дней. В рамках учебного дня затрагивается какой-то аспект воспитания. Кроме того, воспитание происходит через проектную деятельность: это уроки в музее, с патриотом, наставником и так далее. В разработке также находится проект 5s воспитательной системы класса. Его мы увидели в действии при посещении типографии. Я тогда задумалась, как можно адаптировать это для нашего учреждения образования. И вот после педсовета мы ее разработали. Туда входит все: от формы одежды гимназиста и вовлеченности родителей в образовательный процесс до профилактики правонарушений.


– Сквернословие, хулиганство в подростковой среде, алкоголь, вейпы. Как быть с этой проблемой?
– На первый план здесь снова выходит взаимодействие семьи и школы. Если родители рядом с учреждением образования, то, думаю, такого поведения не будет. Благодарна родителям наших гимназистов за то, что они не приходят с необоснованными претензиями. И мы всегда находим консенсус. Если мы виноваты, никогда не боюсь попросить прощения. И за себя, и за своих учителей. Мы люди, а не роботы. Родители понимают это. Во-вторых, нужно привлекать ребят к добрым и полезным делам. Гимназисты ухаживают за нашим садом, заложенным в 1971 году, высаживают новые деревья. У нас работает форум-театр. На линейке театрализуются эпизоды из жизни учеников с участием тех, кто, к примеру, опоздал на урок или провинился другим образом. За мою практику эти ребята больше не попадались, ведь прожили это вместе с другими гимназистами в сценке. Подспорье – школьный психолог. У нас трудится Юлия Валерьевна Кривошеенко. Человек находится на своем месте: на педсоветах включен блок психологической направленности. У нас работает чат-бот, где можно выразить психологические свои вопросы. На втором этаже функционирует почта доверия. В гимназии есть горячая линия. Все работает в системе.


– Какие задачи ставит перед собой гимназия сегодня? Что в планах?
– За 25 лет мы, безусловно, выросли. Хочу поблагодарить тех, кто стоял у истоков гимназии: Аллу Семеновну Курган, Раису Григорьевну Романович, Геннадия Николаевича Сковородкина, Виктора Вячеславовича Алецкого. Они открыли и дали первый шаг гимназии. За это время учреждение образования двигалось вперед, и каждое направление раскрывалось постепенно. Мы пришли к тому, что есть сегодня. Признаюсь, очень сложно держать планку и найти инновации, которых нет у других. Главное, сохранить то, что имеем. Вторая задача – приумножить. Вижу перспективы в повышении кадрового потенциала с точки зрения еще одного учителя-методиста, трех-четырех педагогов с высшей категорией. Также хотелось бы расширить спектр сотрудничества с учреждениями высшего образования. Мы сегодня созрели к этому. Нужно привлекать молодых педагогов, чтобы передать им свой опыт. Вырастить преемников, которые смогут держать учреждение образования так же, как это делаем мы. И хорошо, если б это были наши выпускники.

В ДЕСЯТКУ:
Быть учителем или руководить? Руководить, обучая.
Любимый праздник: день рождения.
Самое главное личное достижение: достойное воспитание сына.
Любимый фильм или книга: «Москва слезам не верит».
Хобби: творить словом.
Что в последнее время вас растрогало? Посещение парка патриотов в Москве. То же самое было после посещения музея в Хатыни. Я просто не могла разговаривать.
Что обязательно должен сделать человек хотя бы раз в жизни? Что-то экстремальное.
Ваш самый главный страх: потеря людей.
Мечта, о которой можете говорить вслух: дождаться внуков.
Герой нашего времени: наш Президент.


Татьяна САКОВИЧ, фото БЕЛТА и из личного архива героини публикации

- Advertisement -spot_img

Последние новости