Вторник, 26 ноября, 2024

Всегда ли неблагополучная семья — асоциальная? Обсудили на диалоговой площадке

Популярное

Семейное неблагополучие. Слыша такую фразу, невольно представляешь пьющих родителей, плохие условия жизни, недосмотренных детей… Но всегда ли неблагополучная семья — асоциальная? Участники диалоговой площадки, которая прошла в редакции, утверждают, что нет. Ведь существует великое множество семей, о которых со стороны ничего плохого не скажешь. Правда, если эта сторона — не ребенок… Ведь даже внешне успешная, обеспеченная семья тоже может оказаться в зоне риска, если в ней наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях…

Хата не с краю

Начальник управления по образованию Борисовского райисполкома Ирина Садовская отмечает: в районе порядка 33 тысяч детей. 600 из них проживают в семьях, которые имеют статус неблагополучной. К слову, выявляться их стало больше. И тут возникает резонный вопрос: стали активнее работать заинтересованные службы или больше стало горе-родителей?

— Безусловно, повысился принципиальный подход к выявлению таких семей, — рассказывает Ирина Михайловна. — Помимо этого, внесены изменения и дополнения в постановление №22 «О признании детей находящимися в СОП»: критериев для признания того, что семья находится в социально опасном положении, стало больше. К сожалению, нередко встречаем семьи, в том числе и многодетные, где родители не осознают своей ответственности за детей и нуждаются в нашей помощи. Большой объем информации о семейном неблагополучии идет от правоохранителей и из учреждений образования, что радует. Мы пристально наблюдаем: в каком состоянии и виде приходит в сад или школу ребенок, кто его забирает. Обязательно посещаем семьи по месту жительства, мониторим. Кроме того, информирование идет и из Борисовского ГРОЧС — к критериям постановки семьи в СОП добавились безопасные условия проживания. Также медработникм играют очень важную роль в выявлении неблагополучных семей, в которых воспитываются дети до трех лет. Меньше информирования, — но оно есть — поступает из суда, прокуратуры, от неравнодушных граждан.

— Большая ответственность лежит на классных руководителях, — добавляет начальник отдела воспитательной, идеологической работы и охраны детства управления по образованию Валентина Раевская. — Большую часть времени дети проводят в школе, и именно классный руководитель может вовремя оценить ситуацию в семье. Педагог должен принять эффективные меры для исправления ситуации. При необходимости подключаются специалисты СПЦ или педагог-психолог, педагог социальный, а также заинтересованные структуры.

 Это, конечно, большая ответственность, но Ирина Садовская отмечает, что все обоснованно: именно классный руководитель видит ребенка чаще, и многое зависит от того, насколько он быстро оценит ситуацию. Поэтому для педагогов организуются обучающие семинары. Практикуется и проведение различных блоков профмероприятий, которые помогут ребенку выстроить доверительные отношения с педагогом. Как результат — дети подходят и делятся с учителем некоторыми фактами, и многие из них, сожалению, подтверждаются.

«Родительские университеты»

 Педагоги работают не только с детьми, но и с их родителями или законными представителями. Это и индивидуальная работа, и родительские собрания, посещения на дому и различные мероприятия. А еще одной из форм такой работы являются «Родительские университеты». Это образовательный проект, направленный на формирование у взрослых обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

 — В СШ №3 учатся мои дети, — рассказывает Юлия Воробьева, участник республиканского проекта «Родительские университеты». — И хочу отметить, что родители ходят на мероприятия в рамках проекта не для галочки, — педагоги очень грамотно строят занятия, заинтересовывают. Проект действительно помогает нам правильно выстроить взаимоотношения с детьми, не допускать ошибок в воспитании, вовремя распознать тревожные «звоночки» и уберечь ребенка от беды. Это очень важно, когда профессиональная помощь доступна.

 Однако, к сожалению, есть и другая сторона медали. Когда родители оступились. И дети попадают в трудную жизненную ситуацию.

Перевоспитание

— Семьи реабилитируются сложно, — рассказывает Ирина Михайловна. — Гораздо быстрее пройдет реабилитация и устранение причин неблагополучия в том случае, если у родителей сохраняется самокритичность и самостоятельность, они готовы бороться за свою семью.

В первую очередь с «перевоспитанием» семьи работает образование. Не остаются в стороне заинтересованные структуры: РУВД, ЦРБ, ГРОЧС. На предприятиях созданы комиссии по содействию семье и школе. За семьей, которая попала в СОП, обязательно закрепляется или депутат, или должностное лицо предприятия, на котором работают мама или папа. Семьям помогают устранить многие факторы, которые повлияли на то, что семья попала в СОП, оказывают юридическую помощь, помогают родителям, злоупотребляющим алкоголем, в лечении.

— СОП — это ситуация, когда важно расставить приоритеты и положить на чашу весов: или дети и их безопасность, или жизнь без детей, — говорит директор ГУО «Социально-педагогический центр Борисовского района» Наталья Гринь. — Порой приходится изымать несовершеннолетних из семьи под опеку государства, для исправления ситуации родителям дается полгода.

 Наталья Владимировна рассказывает, что есть немало случаев, когда при отобрании детей родители задумались, исправили ошибки и вернули детей. При этом они отмечают, что внимание к семье всех заинтересованных структур позволило посмотреть на ситуацию иначе и стать ответственнее.

 Неверный шаг

 Но оступаются не только родители. На сегодняшний день в Борисовском районе 165 детей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. «Попадают» дети из разных семей — и благополучных, и нет.

— Ребята, с которыми проводится работа, — как правило, совершившие мелкое хулиганство либо преступление, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность, — рассказала Наталья Ермолинская, начальник инспекции по делам несовершеннолетних Борисовского РУВД. — А еще снизился возраст подростков, употребляющих алкоголь.

 К слову, последнее очень беспокоит заинтересованные структуры: выявляются лица, которые покупают несовершеннолетним алкоголь, они привлекаются к ответственности. Но, как правило, чаще это делает не дядя с улицы, а общий товарищ в компании, которого, как говорят подростки, они «запрягли».Куролесят подростки и на «флэтах». Из последних случаев: девочке дали ключи от квартиры, чтобы та поливала цветы во время отъезда бабушки. Она и полила, и организовала «вечеринку». Кто-то совершает проступки из-за азарта. Кто-то после употребления алкоголя….

 — Закон ребята преступают не по незнанию,— рассказывает Наталья Борисовна. — Наоборот, очень многие знают о том, что их поступок — это нарушение закона. Например, если взять то же распространение наркотиков, подростки знают об ответственности, и что за работу им предлагают, но соглашаются. Последний случай — мальчик передал деньги мошенникам. Он искал «легкую» работу в телеграм-канале и нашел, зная, что помогает злоумышленникам. Поэтому мы работаем не только с подучетными ребятами, но и ведем активную профилактическую и разъяснительную работу со всеми.

 Заберите ребенка?

 Как правило, попав в СОП, многие родители клянутся, что любят своих детей, отвечают за них. Правда, компетентные службы, оценивая, насколько эта любовь соответствует условиям, в которых должен жить ребенок, не всегда довольны увиденным. Бывает, родители говорят: «Заберите ребенка, мы не справляемся». Но и с такими идет работа: «сдав» ребенка под опеку государства, родители не освобождаются от ответственности за них, становятся обязанными лицами.

Вовлечены в работу с неблагополучными семьями также предприятия. Например, недавно в учреждение образования поступил звонок с просьбой обратить внимание на семью, так как мама пришла на работу пьяная. При этом на предприятии провели и работу с матерью.

 — Был и такой случай: когда мы изымали детей из семьи, на координационный совет пришел руководитель предприятия. Это была его инициатива, и он содействовал тому, чтобы мама прошла лечение. Это все поспособствовало тому, что ребенок вернулся в семью, — рассказала Наталья Гринь.

 Мама хорошая?

— Любой ребенок будет защищать родителей. Он любит их, какими бы последними пьяницами они ни были. В детском приюте мы стараемся обогреть всех ребят, показать им любовь и заботу. Условия пребывания в СПЦ приближены к домашним…. Но любой ребенок хочет жить дома с мамой и видеть ее улыбающейся, а не пьяную и с синяками, и видеть пример отца. Очень жалко, что многие этого не понимают. Беда, что при живых родителях дети становятся социальными сиротами.

 К сожалению, случается и так, что дети помещаются в приемные семьи, детские дома семейного типа. Педагог-психолог СПЦ Валерия Липеева отмечает, что в семьях со сверстниками, пережившими такую же ситуацию, адаптация у ребят протекает быстрее. Все же и к нормальной жизни детям нужно… привыкнуть.

 — Чем раньше выявлено семейное неблагополучие, тем больше у нас возможностей помочь все восстановить, — резюмирует Ирина Садовская. — Но, к сожалению, зачастую бывает так, что в ситуациях семейного неблагополучия нарушаются детско-родительские отношения. Ребята испытывают страх от того, что в семье небезопасно, страх, что еще раз останутся без родителей, у старших возникает стыд за них. Одна из тяжелых проблем — когда дети берут на себя роль родителей по отношению к маме и папе. Запомнила картину, когда ребенок своей выпившей родительнице застегивал пуговки на блузке. Это ненормально. Многим семьям в том числе нужна помощь психологов. Им нужно научится любить своих детей… Кроме того, конфликты в семье не только провоцируют дивиантное поведение у ребенка, но и проектируют в дальнейшем его собственную модель устройства семьи. И нам нужно сделать все возможное, чтобы у детей из неблагополучных семей было будущее, которое позволит им построить свою жизнь правильно.

Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото Юрия АБРОСЬКИНА

- Advertisement -spot_img

Последние новости