Мядельский край – особое место на карте Беларуси, и знают о его живописности, гостеприимности и дарящей здоровье атмосфере далеко за пределами нашей страны. Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч туристов, чтобы обязательно вернуться снова, ведь тот, кто взглянул однажды в голубые глаза местных озер, обязательно влюбится в эту неповторимую частичку прекрасной Беларуси. И если о лесах и озерах позаботилась природа, то о комфортной жизни – все те, кто поддерживает жизнеспособность сферы услуг. И это не только работники государственных предприятий и здравниц, но и представители малого бизнеса. Как, например, жительница Нарочи Елена Лазарь, которая рассказала корреспондентам БЕЛТА об особенностях своего дела в курортном поселке, БЕЛТА.
Долгий путь в бизнес
Елена Лазарь из тех, кто в реализации своих способностей и амбиций решил докопаться до самой сути. Поэтому по пути получения образования шла долгой дорогой. “Сначала получила диплом педагога, затем экономиста. Попробовала свои силы в нескольких организациях, а завершила деятельность в найме в качестве сотрудника планово-экономического отдела, поняв, что цифры мне все же ближе. Что касается бизнеса, то с его ведением была знакома не понаслышке – предпринимательством занимался муж. А мне как экономисту приходилось быть его бухгалтером. И если днем я спешила на основную работу, то по вечерам и в выходные приходилось сидеть с его отчетами и документами”, – рассказала Елена Лазарь.
Розничная торговля, в которой были заняты местные предприниматели, по словам Елены Валентиновны, в то время велась на рынке. Поставил палатку на рядах или развесил нехитрый товар в павильоне – мерзни в зимнюю стужу или ищи спасительной тени в жару. “Сложностей хватало, но и в найме было непросто, поэтому совмещать практически две работы не хватало сил. Вот и приняла решение уйти в малый бизнес и получила статус ИП. Проблем организационных не возникло, так как схема уже была отработана мужем”, – поделилась предприниматель.
Не будешь развиваться – победят конкуренты
Выбор направления розничной торговли Елена Лазарь долго не искала: какая же женщина не любит наряды – как для себя, так и для своих детей.
“Работа с одеждой мне показалась более простой и понятной. Продавала текстиль в небольшом арендуемом помещении”, – рассказала предприниматель.
А также отметила, что половина успеха данного дела – это ассортимент. Если предлагаемую вещь захочешь надеть на себя, то и покупатели обязательно найдутся. И, доверяя качеству отечественных производителей, ставку сделала именно на белорусских поставщиков товаров.
“Мы, конечно, не сети и не крупные универмаги, которые могут взять большие партии и более выгодны для производителей, поэтому на первых порах приходилось искать свои подходы к поставщикам. Все выстраивалось на личных контактах, постепенно формировалась репутация. Сейчас стало проще: что-то беру на оптовых базах, часть товаров могу привезти даже в единицах под заказ покупателя. Словом, со временем приходит не только опыт, но и нужные связи и механизмы работы с производителями, имеющими статус. Более того, делая ставку на хороший товар и постепенно расширяя ассортимент, ты имеешь хорошую защиту от конкурентов”, – отметила Елена Лазарь.
Один ИП – это целый универмаг
Раньше Елена держала три небольших магазинчика в курортном поселке, один из которых арендовала на площадях местного универмага райпо.
“И вот уже полгода арендую всю торговую точку площадью около 200 кв.м. Решила вопросы с расширением ассортимента, добавив необходимые группы товаров. Сейчас даже затрудняюсь сказать, сколько здесь позиций, но есть все – от детской одежды и игрушек до косметики. Надеюсь, жители четырехтысячного поселка и наши гости довольны”, – рассказала Елена.
Кстати, предприниматель держит руку на пульсе спроса, гибко лавируя между запросами местного населения и интересом гостей страны. “Есть белорусские бренды, которые не нуждаются в особой рекламе, их знают практически все, а это и одежда, и белье, и чулочно-носочные изделия. Те, кто однажды купил себе обновку, приезжают в новом сезоне и снова присматривают для себя наряды. Никто не уходит без наших носочков и изделий из льна, а также косметики. Нет лучше и качественнее наших игрушек. Могу смело сказать, что более 95% товара в моих торговых точках произведены в Беларуси”, – отметила жительница Нарочи.
Безусловно, не все в малом бизнесе, который приходится вести в поселке, так радужно. Есть и сезонность: в осенний период, например, падает спрос и зарабатывать удается лишь на расходную часть. Иногда приходится сокращать перечень позиций из-за того, что для предпринимателя непосильным является крупный опт. Нет у бизнесмена, который сам стоит за прилавком, ведет бухгалтерию и занимается закупками, и выходных – включенным нужно быть 24/7.
Кстати, фирменная торговля в такие малонаселенные поселки не спешит, но, видя то, как умеют работать предприниматели, предлагают им своеобразную коллаборацию по открытию на базе их торговых точек специализированных секций.
Время масштабироваться
“Трудностей нет только у того, кто ничего не делает. Я же нацелена на развитие, тем более что в Нарочи в последние годы малый бизнес делает шаги вперед. Открываются новые торговые точки, кафе – предприниматели делают все возможное, чтобы сфера услуг на белорусском курорте радовала людей. Мы тоже хотим вносить в это дело свой вклад и двигаться вперед”, – поделилась нарочанка.
Она также отметила, что в стране немало делается для поддержки представителей малого бизнеса. В частности, после вступления в силу изменений в закон о предпринимательской деятельности у индивидуальных предпринимателей появится возможность масштабироваться.
“По новым условиям из ИП я смогу перейти в ООО безболезненно в течение одного дня. Важно, что при получении возможности увеличения числа наемных работников для таких юрлиц будет действовать упрощенная система налогообложения. Возможно, это поможет даже сэкономить. Хочется верить, что будет только лучше, только работа в плюс на своей малой родине, для своих людей”, – отметила Елена Лазарь.