Этой статьи, в принципе, могло бы и не быть. Или ее мог написать другой журналист. Потому что могло бы не быть на этом свете моей мамы, а значит, и меня.
Когда она была совсем малышкой, врачи диагностировали серьезную анемию. Несколько раз редкую кровь четвертой группы для нее давала бабушкина подруга, — по воспоминаниям, тогда переливали цельную. И мама выжила.
На склоне лет моей бабуле, пережившей в почтенном возрасте онкологическую операцию, также на протяжении лет пяти периодически требовалась донорская кровь — сильно падал гемоглобин. Это существенно продлило жизнь дорогого мне человека. Стоит ли спрашивать, как я отношусь к донорству крови?
Донорство — не зависимость
На Борисовщине, по словам заведующего станцией переливания крови Александра Герасименка, около 2200 доноров, около 400 из них — почетные. Последними становятся за 40 возмездных или 20 безвозмездных кроводач. К слову, одна донация сегодня стоит чуть более 160 рублей.
Часто слышу различные мнения по поводу донорства. Кто-то относится к этому положительно. Кто-то не очень. Есть и скептики: они утверждают, что сдают кровь те, кому нужны деньги или «плюшки», полагающиеся «почетникам». Я рассуждаю так: если процедура помогает и донорам, и реципиентам, разве это не благо? Простите, но не могут более 2000 человек быть сплошь гуманистами. К сожалению, любить всех людей без разбору могут только святые…
Один почетный донор рассказал, что сдавать кровь начал лет сорок назад — тогда после процедуры давали два выходных дня на восстановление, которые он использовал, чтобы поработать по хозяйству. Теперь уже нет ни хозяйства, ни двух выходных дней, но мужчина с завидной регулярностью ходит на день донора — «помогать людям». Возможно, кто-то с этим не согласится, но, на мой взгляд, даже один постоянный, проверенный донор лучше трех «случайных», разовых, которые пришли ради материальной выгоды.
«Донорство крови вызывает привыкание. Пару раз сдал — и все, «подсел» — такое тоже можно услышать.
— Кроводачи не причиняют вреда здоровому человеку, не вызывают привыкания, не заставляют организм вырабатывать излишек крови, — говорит Александр Герасименок. — Донации в умеренных дозах обладают некоторым стимулирующим эффектом, это своеобразная положительная «встряска» для иммунитета, и несведущими людьми это расценивается как «зависимость» от кроводач.
«Я бы сдал, но…»
И такие реплики тоже нередки. Но тут все просто: на сайте Борисовской станции переливания крови есть телефон, позвонив по которому можно получить необходимую информацию. А еще записаться к врачу, и он не только подробно объяснит, как подготовиться к кроводаче, где это можно сделать, какие документы необходимо иметь, но и расскажет, какие есть противопоказания.
В день дачи крови донора еще раз осматривает врач. Оцениваются многие параметры: температура тела, давление, сердцебиение. Берется анализ крови. Если все в норме — человек будет допущен к процедуре.
Сама кроводача длится около 10 минут, реже чуть дольше. После нее в течение получаса доноры находятся под наблюдением медиков.
Сколько и у кого?
— За прошлый год мы заготовили 5265 литров крови и 2000 литров плазмы. Этих цифр придерживаемся уже третий год. В перспективе, если у нас будет новое здание, сможем намного расширить свои возможности по забору крови, — рассказывает Александр Сергеевич.
Помогать больным людям и пациентам, нуждающимися в компонентах крови, могут только здоровые люди. А потому Минздравом утвержден перечень заболеваний отвода от донорства независимо от давности заболевания, куда входят, к примеру, и некоторые болезни кожи, ЦНС, а еще, к моему удивлению, — полное отсутствие слуха, речи или зрения.
Есть и временные противопоказания, например, «донорский карантин» после операции или болезни и даже масса тела.
— Доноры должны весить не менее 55 килограммов. Это строго, — рассказывает Александр Герасименок. — Стандартный объем заготовки крови 450 мл, плазмодачи — 750 мл.
— А можно ли сесть за руль после кроводачи?
— Мы забираем порядка 10-15% общего объема крови. Это минимальная доза, при которой у человека сохраняется хорошее самочувствие. Тем более за донором после процедуры наблюдают врачи. Он может попить чаю, ему выдается паек, чтобы подкрепиться. Очень многие доноры приезжают на собственных машинах и на них же уезжают.
Борисовские доноры — борисовчанам
Донация проходит лежа. Изначально забирается цельная кровь, которая потом делится на фракции. Весь полученный материал проверяется в лаборатории Борисовской станции переливания крови, а также дополнительно отправляется на исследование в Молодечно, где находится областная станция переливания крови. Аппаратура там более чувствительная.
Кровь борисовских доноров хранится в Борисове определенное количество лет при определенной температуре. При необходимости ее используют в местных учреждениях, также она может быть транспортирована и в другие регионы.
А вот для изготовления лекарств, вопреки заблуждению многих, берется не кровь, а плазма. Причем не простая.
— Предварительно мы иммунизируем плазмодающих доноров и потом их иммунную плазму, которая содержит иммуноглобулины или антитела против каких-либо инфекционных заболеваний, передаем в РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий, где из нее делают лекарственные препараты. Кроме того, такая плазма востребована и в родильном доме.
Вообще «донорский» возраст — от 18 до 65 лет. Но, как признается заведующий станцией переливания крови, нужда в молодых донорах от 20 до 45 лет есть, потому что растут потребности в крови и ее компонентах. Так, стало производиться больше операций по пересадке суставов и др.
— Благо мы справляемся, удовлетворяем все запросы медучреждений, — резюмирует врач.
Со всей ответственностью
Бывает, к примеру, донор бессимптомно перенес легкую простуду. На это «ответит» кровь. Если лабораторией до процедуры выявлена какая-то реакция, донор отстраняется от забора. Если возникли сомнения в процессе дополнительной проверки — биоматериал отправляется на дописследование. При малейших сомнениях кровь утилизируется. Однако процент такой «выбраковки» крайне низкий — один случай из ста и более.
В целях безопасности донорства важно соблюдать и другие правила. Так, мужчины могут сдавать кровь не более 5 раз в год (если кровь определенного донора очень нужна по фенотипу (сочетанию антигенов всех систем групп крови. — Авт.)), женщины — не более четырех. Сдача крови безопасна для донора — забор производится одноразовым стерильным материалом и инструментарием, индивидуальными системами.
Первая к первой, вторая — ко второй…
Принято считать, что самая нужная кровь – редкая, IV группы. Но это не так. Востребованы все. Несмотря на то, что носители I группы — лучшие доноры, а IV — реципиенты, сейчас стараются переливать «группу к группе».
— Кровь первой группы с отрицательным резусом, конечно, можно вливать пациенту, но это делается в экстренных случаях, когда счет идет на минуты. Кроме того, группа крови подбирается еще и по фенотипу. Так снижается риск трансфузионной реакции, — подтверждает Александр Герасименок.
Это к тому, что переливание компонентов крови — эритроцитов, лейкоцитов, плазмы или тромбоцитов — процесс тонкий, скрупулезный, требующий индивидуального подхода и «ювелирной» подготовки биоматерила. Если необходимо, эритроциты даже «отмываются» — чтобы было меньше чужеродного белка.
Оно мне надо?
Говоря о пользе донорства для человечества, стоит отметить и то, что, по подтвержденным данным, доноры живут дольше и меньше болеют, в том числе менее подвержены онкологическим, сердечно-сосудистым заболеваниям. А у мужчин, сдающих кровь, риск «получить» инфаркт в десятки раз меньше.
А главное — донорство приносит моральное удовлетворение от доброго дела.
Поэтому, если услышите: «Оно мне надо?» — можете смело парировать фактами. А если считаете, что ваша распространенная группа крови не нужна, — ошибаетесь. Она одинаково распространена и среди здоровых, и среди больных людей!
Любому человеку может в какой-то момент понадобиться кровь. Может, близкому, а может, и незнакомцу. Мои родные выжили благодаря донорству. Возможно, и у кого-то из читателей есть подобные истории.
Поэтому для меня доноры — пример проявление великодушия и милосердия. А для вас?
Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото автора