Письменные и электронные обращения, звонки на прямые телефонные линии и сообщение о проблеме в ходе личного приема ответственных должностных лиц — всеми этими способами борисовчане активно пользуются для решения насущных вопросов. За первый квартал 2024 года от жителей региона в Борисовский райисполком поступило 439 обращений. Что в топе проблем, узнали у начальника отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Людмилы Асосак.
— Людмила Геннадьевна, как изменилось количество поступивших в этом году в райисполком обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?
— За первый квартал 2024 года по ним наблюдается небольшой рост не только в нашем регионе, но и в целом по области.В первую очередь это обусловлено тем, что со 2 января 2023 года внедрена новая система подачи электронных обращений. Пока граждане знакомились с ней, обращений было меньше, но теперь жители республики стали более активно пользоваться порталом «обращения.бел», а следовательно, увеличилось число электронных обращений. По этой причине и произошел рост общего количества.
— Какие проблемы чаще всего поднимают жители Борисовщины?
— Самыми часто задаваемыми по-прежнему остаются вопросы, относящиеся к работе жилищно-коммунального хозяйства. В частности, это уличное освещение, ремонт улично-дорожной сети, ремонтно-строительные работы в жилфонде. Крыши, входные группы, отмостки, канализационные системы и другое — вопросы, которые решаются в ходе текущего ремонта.
После того как Глава государства перед службами поставил задачу привести в надлежащее состояние улично-дорожную сеть, граждане стали больше заострять внимание на ремонте дорог на своей улице, в микрорайоне.
Вместе с тем, по сравнению с прошлым годом снизилось количество обращений по вопросам, относящимся к социальной сфере: образованию, медицинскому обслуживанию, социальному обеспечению, а также по торговле. Меньше стало обращений по вопросам улучшения жилищных условий, так как в прошлом году в районе введено в эксплуатацию рекордное количество квадратных метров жилья.
В связи с тем, что проблемы, связанные с деятельностью ЖКХ, не теряют своей актуальности, они находятся на постоянном контроле в районном исполнительном комитете до полного их разрешения.
Внесенные изменения в Директиву Президента Республики Беларусь №2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» и объявленный Год качества требуют от служб и должностных лиц особого внимания к работе с обращениями граждан.
— Борисовчане используют разные пути решения своих вопросов в том числе звонят на прямые телефонные линии, приходят на личный прием. Как много было таких форм взаимодействия с гражданами в этом году?
— В первом квартале 2024 года должностными лицами Борисовского райисполкома проведено 27 личных приемов граждан, из них три — председателем райисполкома Николаем Николаевичем Карповичем, принято 67 граждан (17 — председателем). За отчетный период проведено 13 телефонных линий. Одну провел председатель райисполкома: по законодательству раз в квартал, остальные 12 — его заместители, председатель райсовета депутатов и управляющий делами райисполкома. В ходе их проведения поступило 82 обращения.
— Как проводилась работа по ним?
— По некоторым поднятым в ходе личных приемов или прямых телефонных линий вопросам разъяснения давались сразу. Другие же обращения остаются на контроле до полного их разрешения. Председатель райисполкома держит на своем контроле работу с обращениями граждан. Как они решаются, рассматривается на совещаниях, которые проводятся на постоянной основе. Заместителем председателя, курирующим вопросы ЖКХ и строительства, также проводятся на регулярной основе совещания с представителями УП «Жилье».
Руководство района идет навстречу людям и старается по возможности решить волнующие проблемы. Но бывают случаи, когда граждане обращаются в райисполком по вопросам, не входящим в его компетенцию, например, относящимся к судебной сфере. Люди не хотят платить госпошлину в суде, поэтому обращаются во все государственные органы, хотя везде получают ответ о необходимости обращаться в суд. Это относится чаще всего к земельным спорам.
— А были ли случаи, когда прекращалась переписка с заявителем?
— Да, такой случай в 2024 году был. В законодательстве прописана эта норма. Заявитель обращался с одним и тем же вопросом на протяжении ряда лет не только в Борисовский райисполком, но и во все вышестоящие инстанции. По его обращениям выезжали неоднократно, в том числе и комиссионно, с представителями Министерства ЖКХ. Ему давались компетентные ответы, но заявителя они не устроили, и он продолжал звонить на каждую прямую линию, приходить на приемы граждан. Так как гражданин обращался с одним и тем же вопросом много раз, переписка с ним прекращена.
— Однако и исполнительская дисциплина, особенно в сфере ЖКХ, еще хромает. К нам поступают жалобы на невыполнение заявок, поданных в службу «115», или формальные ответы, а то и вовсе их наотсутствие. Какие меры предпринимаются к допустившим подобные нарушения ответственным лицам?
— За первый квартал 2024 года Борисовским райисполкомом выдано девять предписаний и вынесено одно представление по нарушениям законодательства об обращениях граждан. Одно должностное лицо привлечено к административной, три — к дисциплинарнойответственности. Также проводятся мониторинги, в ходе которых выявляются недостатки в работе с обращениями граждан.
— Какие изменения произошли в работе с обращениями граждан за последнее время?
— Глобальных новшеств нет, но внесены некоторые изменения в Директиву Президента Республики Беларусь №2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Например, в сельисполкомах раньше проводились прямые телефонные линии. В настоящее время эта мера отменена, т.е. приемы граждан в сельисполкомах проводятся, а прямые линии — нет. В то же время внесено изменение относительно приемов граждан: их должностные лица должны вести не менее одного раза в месяц с 15.00 до 20.00. У нас есть график на полугодие, в котором один раз в месяц руководством райисполкома в один из своих приемных дней проводится прием граждан именно в это время.
— Спасибо за беседу.
Инга РОМАНОВСКАЯ, фото Юрия АБРОСЬКИНА, инфографика Дианы КЛЮЕВОЙ