Начальник управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции УВД Брестского облисполкома Виталий Годлевский рассказал, по каким признакам можно распознать киберафериста, а также посоветовал эффективные правила безопасности, которые позволят избежать участи жертвы мошенников, сообщает БЕЛТА со ссылкой на УВД Брестского облисполкома.
В Брестской области, как и во всей республике, в 2024 году отмечается рост числа киберпреступлений. С 1 января в юго-западном регионе уже было зафиксировано 589 преступлений, связанных с использованием компьютерных технологий, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
“В последнее время отмечен рост преступлений, совершаемых в Instagram. Эта социальная сеть стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но вместе с популярностью возникает и угроза мошенничества, – отметил Виталий Годлевский. – Схема одинакова. Злоумышленники предлагают различные товары или услуги, требуя предоплаты. Когда им переводят деньги, общение с жертвами прекращается”.
Мошенническая схема состоит в следующем: злоумышленники создают фальшивые рекламные аккаунты или публикуют объявления о выгодном оказании услуги или продаже товара. Всплеск таких преступлений обычно фиксируется накануне праздников. Так, перед Новым годом злоумышленники активно предлагают приобрести елки и украшения по цене значительно ниже рынка. Перед 8 Марта появляется много аккаунтов, предлагающих цветы, а в летний период в интернете появляется множество предложений по горящим путевкам за крайне выгодные цены. К слову, чрезмерно низкая стоимость товара – один из главных признаков мошеннической схемы.
Выявить потенциального афериста, как уточнил Виталий Годлевский, возможно и по другим приметам. Например, мошеннический аккаунт, как правило, действует недолго, в ленте немного постов, а комментариев и отзывов может и вовсе не быть. При этом аккаунт может иметь от 10 до 20 тыс. подписчиков.
Милиция рекомендует воздерживаться от онлайн-платежей, связанных с предоплатой и перечислением задатков за товары и услуги, при отсутствии достоверной информации о том, что продавцы и представители онлайн-магазинов являются теми, за кого себя выдают.