По требованиям органов прокуратуры Минской области за январь-сентябрь 2025 года отменено и изменено 145 процедур государственных закупок, проводимых с нарушениями законодательства, на сумму более 54 млн рублей, а также 7 процедур закупок за счет собственных средств на сумму свыше 1 млн рублей.
Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства о закупках является своевременное упреждение коррупции, предотвращение необоснованного расходования бюджетных средств, а также собственных средств организаций с долей государства.
Справочно. В соответствии с абз.12 ч.1 ст.25 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией» нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения процедур закупок является правонарушением, создающим условия для коррупции.
Наиболее часто прокуроры выявляли нарушения при проведении процедур закупок в сферах сельского хозяйства, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства.
Характерными нарушениями, послужившими основанием для принятия мер прокурорского реагирования, являлись:
- нарушения предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры закупок: неверное определение вида конкурентной процедуры закупки или осуществление закупки из одного источника вместо проведения конкурентных процедур;
- нарушения в части установления требований к участникам: неустановление дополнительных требований или, наоборот, необоснованное их предъявление (к примеру, для работ общестроительных по возведению зданий и сооружений при предельной стоимости предмета закупки не более 1000 базовых величин);
- изложение требований в недействующей на момент принятия решения о проведении закупки редакции;
- нарушения правил описания предмета государственной закупки;
- неуказание условий допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок;
- установление условий применения преференциальной поправки без учета изменений законодательства;
- нарушения при установлении критериев и методики оценки предложений участников;
- неуказание в проектах договоров на выполнение строительных работ существенного условия об обязанности подрядчика собственными силами выполнить минимальный объем работ, предусмотренный законодательством;
- неразмещение в открытом доступе проекта договора.
По выявленным нарушениям законодательства о государственных закупках и закупках за счет собственных средств прокуроры Минщины вынесли в адрес руководителей субъектов хозяйствования 126 предписаний. По требованию прокуроров свыше 200 лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
Служба информации прокуратуры Минской области, фото Генеральной прокуратуры