Суббота, 10 мая, 2025

Суицидальное поведение: как понять, что подростку нужна помощь

Популярное

Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

Психологический смысл подросткового суицида (вернее, суицидального поведения, поскольку попытки часто оказываются неудачными) – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своему страданию. Истинного желания умереть, в основном, в данном возрасте нет; представление о смерти весьма неотчетливо, инфантильно. Часто смерть кажется средством наказать обидчиков. Да и представление
о ценности собственной жизни ещё не сформировалось.

Поэтому взрослым необходимо очень внимательно отнестись к малейшим признакам суицидальных тенденций.

На что необходимо взрослому обратить внимание и не игнорировать сигналы, которые подаются ребенком?

  • Стойкие идеи вины, систематическое самобвинение;
  • Творчество с доминированием тематики смерти или суицида либо появление увлечения творчеством с данной тематикой;
  • Высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях;
  • Ритуалы прощания с родными и близкими;
  • Резкие изменения в поведении, раздача личных вещей;
  • Поиск информации о способах суицида.

Что может привести к необратимым последствиям и трагедии?

  • самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей;
  • пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены;
  • самовольные уходы из дома, детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, учреждений образования;
  • отсутствие планов на будущее; повышенная тревожность; перепады настроения;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • снижение успеваемости, непосещение учебных занятий в учреждениях образования без уважительной причины, в том числе частые пропуски по заявлениям законных представителей;
  • буллинг в учреждении образования, нарушение коммуникации со сверстниками;
  • начало или увеличение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, которая приводит к невозможности выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, воздвигает барьеры в среде его обитания и приводит к социальной недостаточности (социальным последствиям нарушения здоровья, приводящим к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи).

Помните, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход в воспитании. Кто-то нуждается во внимании больше, кто-то меньше. Искренняя любовь, теплые и ласковые слова, внимание к проблемам, пусть даже и детским, для любого ребенка это огромная опора и вера в надежное будущее.

Хацкевич Татьяна, педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр Борисовского района, фото взято из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер

- Advertisement -spot_img

Последние новости