— Мирская жизнь учит нас быть успешнее, лучше, талантливее, богаче, активнее. Но разве, когда мы просто общаемся с человеком, это ли самое важное? Так ли важен статус человека или его успехи? Согласитесь, учить нужно и доброте, спокойствию, миролюбию, честности и справедливости… За эти базовые качества мы любим и ценим людей. Они помогают человеку оставаться… человеком. В любой ситуации.
Я слушаю клирика храма святого равноапостольного князя Владимира отца Вадима. Время словно замедлило ход, жара сделала воздух тягучим, и даже крики малышей, которые шумят и играют на прихрамовой площадке, кажутся отдаленными. Сидим по-простому, в тени на лавочке у храма, смотрим на детей и говорим о таком простом и таком сложном — духовном воспитании. И даже не на 100% православном, а о том, ростки которого есть в каждом человеке. Вот только у одних из маленького сеянца внутри — сад, у других — пустыня… Кто-то скажет — пустой разговор. Парирую: такой ли пустой, когда мы узнаем «новости», что подростки творят дичь в интернете, совершают плохие поступки за электронную сигарету?..
Немного отвлекаюсь от разговора и спрашиваю:
— Это все дети прихожан?
— Почему? Нет…
От шести до ста
С введением в школах факультатива по основам православной культуры многие возмущались — «детей в школах молиться заставят?». Время расставило все на свои места. И факультатив замечательный «прижился», который в том числе учит детей думать, коммуницировать, решать вопросы, возникающие в повседневной жизни. И никто на уроках молиться не заставлял. Все же это не воскресная школа. Хотя в ней, как оказалось, все намного интереснее.
— Воскресные школы есть при всех храмах, — рассказывает отец Вадим, показывая «классную комнату» в нижнем приделе храма, названном в честь святой равноапостольной княгини Ольги. — У нас занимаются три группы — младшая (6-12 лет), средняя (12-18) и старшая: от 18 лет и, как мы шутим, до ста. Потому что порой и взрослые приходят после службы поучиться. Ребята занимаются, потом посещают службу, на которой детки, кто хочет, причащаются, а затем устраиваем чаепитие.
На уроках ребята не только изучают Закон Божий, но и мастерят поделки, устраивают театрализованные преставления к праздникам, рисуют, участвуют в квестах. Для них организовываются музыкальные занятия и паломнические поездки, летний отдых. В том числе и для подростков.
— Лучшие качества развиваются через добрые примеры, в том числе и библейские. Вы не представляете, насколько трогательны детские записки, которые они впервые пишут в храме неровным почерком: «Спаси и помилуй маму, папу, дедушку, бабушку…». Сколько в них любви к ближним! — продолжает отец Вадим.
Люди и… корни
— Воскресная школа — первая ступень к семинарии?
— Я знаю семинаристов, которые не ходили в воскресную школу, и знаю людей, которые посещали ее и не поступали в семинарию. Наша жизнь часто течет в мейнстриме — в популярных направлениях заработка, достижений. Воскресная школа нужна для того, чтобы заложить что-то доброе в ребенке, что он пронесет через всю жизнь, не прельщаясь соблазнами. Чем больше добра мы заложим в детстве, тем большим добром это откликнется ему во взрослой жизни. Наша школа дает возможность и взрослым, и детям участвовать в службе, просвещаться, вместе проводить время. Иногда слышу: «водить в церковь, крестить — это насилие над ребенком». Но тогда и то, что мы водим детей в обычную школу, можно считать насилием. Не все же хотят туда ходить. Или когда прививаем какие-то поведенческие нормы, которым малыш не желает следовать. Родители вкладывают все важное в своего ребенка, и наше дело — помочь, дав еще одну опору в жизни. Показав, что церковь — это концентрация добра и любви, мы ничего не потеряем, а, наоборот, приобретем. Помните, в «Маленьком принце» есть замечательные слова: «…у людей нет корня, и их носит ветром»? Вот чтобы нас «не носило ветром», чтобы мы понимали, в чем истина, твердо шли по пути, и нужно развивать духовные качества. И церковь тоже может в этом помочь.
Факультатив
Отец Вадим рассказывает, что в учебное время практически каждую неделю посещает школы — приглашают на факультатив и не только.
— Дети очень активны, задают вопросы, — говорит отец Вадим.
— Типа каверзных, кто написал Библию?
— Это не самый каверзный вопрос. Стараюсь ответить на все. С одной стороны, подростки во мне видят священника, с другой — человека ненамного старше их, у которого и не страшно что-то спросить. А батюшки могут красиво рассказать о взрослых вещах, которые волнуют подростков.
Кстати, иногда ребята просят поговорить с ними отдельно. Бывает, просто хотят жизненного совета по общению с родителями или сверстниками. Это не исповедь, но тайну разговора отец Вадим блюдет и советом помогает. Если ребенок просит поговорить с родителями — просьбу выполнит.
Между доверием и недоверием — тонкая грань. Очень важно найти баланс. Но раз дети открыты для разговора, значит, балансировать удается.
«Движ» в Углах
В ворота храма заходит постреленок с мороженым и, громко здороваясь с отцом Вадимом, шествует в сторону детской площадки. Сюда, как выяснилось, приходят многие дети и подростки из микрорайона, малыши с мамами. Это еще одна «точка», где встречается молодежь, и еще одна возможность для священников пообщаться с ребятами. Тем более это интересно: вы, например, видели священника, подтягивающегося на турнике? Мне вот пока не довелось. Но даже из любопытства бы глянула!
— «Держите» район?
— Неформально общаемся, — смеется отец Вадим. — Устраиваем соревнования на турниках, привлекаем к спорту… Мое церковное дело — работа с подрастающим поколением. В воскресную школу дойдет не каждый. Но и во дворе храма, на улице, в школах тоже идет просвещение. Так, на площадке, даже занимаясь спортом, мы общаемся. Запретов немного: не говорить плохих вещей про церковь, не оскорблять друг друга,— подростки это допускают в общении, не драться. Если ребята хотят снять меня для ТикТока — почему бы и нет, если нет призыва к плохому. Ведь дети и таким образом приобщаются к доброму.
Многие стесняются зайти в храм, но желание или любопытство есть. Священнослужители помогают и в этом, показывая, что все просто и доступно.
— В планах — обустроить футбольное поле у храма. Ведь к нам на площадки приходят многие жители микрорайона, — спасибо людям, которые помогли в их изготовлении и установке. С одной стороны, это и миссионерский ход — ты рядом с храмом, куда можно зайти. А еще — построить здание воскресной школы, — говорит отец Вадим.
Батюшка онлайн
— Вы с настоятелем Князь-Владимирского храма. отцом Павлом, активны и в соцсетях. «А что, так можно было»?
— Преодолеваем стереотипы! Интернет сам по себе не плохой, просто порой используется не во благо. Легче всего «продается» плохое. Это показали еще Адам и Ева — мол, это яблоко красное, сладкое, кушай! — рассказывает о. Вадим. — Мы стараемся показывать свою жизнь, быть ближе к людям. Это привлекает и к жизни реальной. Часто люди приходят к Богу и потому, что просто увидели в священнике обычного человека. Христос обличал фарисеев за то, что они «имеют ключи от царствия Божия, но и сами не ходят, и других не пускают». Для нас, церковных людей, это предостережение: нужно помогать открывать людям все двери в храм. Даже если они в интернет-сетях.
— На такую активность вам нужно разрешение?
— У нас есть благословение владыки Амвросия, аккаунт которого тоже есть в соцсети. Он смотрит и наши публикации. И даже ставит лайки. Его одобрение очень важно для меня. Оно значит, что я не выхолащиваюсь внешней деятельностью. Ведь самое главное — наше внутрицерковное содержание, вера, учение.
***
В детстве, когда бабушка брала меня в храм на службу, нужно было долго смирненько стоять с ней рядом. Ни шагу в сторону, ни вздоха, — пиетет моей милой старушкой блюлся строго. Современные дети в храме и около ведут себя более раскованно.
— Христос говорит: «Не запрещайте детям приходить ко мне. Царство Божие — в детском восприятии мира, в том смысле, что мы должны быть добрыми и думать о всех хорошо. Пусть храм останется местом, где можно почувствовать себя ребенком, ощутить радость и тепло в любом возрасте, — говорит о. Вадим.
И мне думается, что даже взрослый может сохранить в себе ребенка, который не думает о возможностях и не просчитывает риски, а значит, для него все осуществимо. Если каждый заглянет внутрь себя, станет добрее, терпимее, мир станет еще чуточку лучше. Духовное воспитание — это не только путь к Богу. Это путь к себе. Дети — стрелы в руке сильного. И у них должна быть нравственная опора, чтобы достигнуть благой цели. А дать ее должны мы. Взрослые.
Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото автора