Мастерицы из благотворительного клуба «28 петель. Борисов» при храме Рождества Христова вяжут крохотные носочки, пледики и шапочки, игрушки-осьминожки… Идея вязать изделия из шерсти и хлопка для недоношенных деток не нова и одобрена неонатологами. Но выхаживание малышей, росточек которых порой с женскую ладошку, — это не только шапочки. Это очень тонкая, кропотливая работа медиков, цена которой — жизнь и здоровье.
С тремя рукодельницами — Валентиной Шутко, Светланой Ярцевой и Мариной Старовойтовой – познакомилась, можно сказать, случайно: партию изделий они привезли в Борисовский роддом и передали заведующей отделением анестезиологии и реанимации для новорожденных детей Ирине Карабановой.
С первых секунд после рождения необходимо заботиться о сохранении тепла недоношенных деток. Для этих целей используют вещи из натуральных волокон: шерсть не только согревает кожу ребенка, но и еще покалывает и раздражает рефлекторные зоны и нервные окончания. Это массаж, который оказывает согревающее, общеукрепляющее действие. А еще в кювезах малыши, когда рядом осьминожки, хватаются за щупальца, которые напоминают пуповину матери и дарят ощущение защищенности.
— Такая одежда ускоряет созревание нервной системы новорожденных, — рассказала Ирина Карабанова. — А когда малыши разъезжаются кто домой, кто на долечивание в другие клиники, эти игрушки-осьминожки сопровождают их как талисман.
За закрытой дверью
Отделение анестезиологии и реанимации для новорожденных детей Борисовского роддома «выросло» из палаты интенсивной терапии в ноябре прошлого года. Это было необходимо: малыши порой нуждаются в проведении интенсивной терапии — и доношенные, и недоношенные. Отделение рассчитано на шесть коек, если так можно назвать крохотные кювезики.
За закрытыми дверями отделения — тихо. Даже медперсонал разговаривает приглушенно: «дозревать» крошки-пациенты должны в покое.
— Мы оказываем помощь малышам с любым весом, — рассказывает Ирина Александровна. — Самый маленький пациент, который у нас был, — 600 грамм. Несмотря экстремально низкую массу тела, ребеночек ясно дал понять, что будет бороться за жизнь. В наше отделение попадают детки с патологиями, с врожденными пороками развития, с тяжелыми инфекциями — работаем со всеми. Учитывая профиль отделения, хотелось бы, чтобы оно пустовало, но, к сожалению, пациенты есть всегда.
Причин, по которым малыши появляются на свет раньше определенного природой срока, много. Но речь не о них, а о том, что врачи действительно делают все возможное, чтобы ребенок выжил.
«Золотые часы»
При появлении на свет малыша, недоношенного или с патологиями, очень многое зависит от того, насколько профессионально с ним работают врачи.
Все знают «легенду», что солдат должен успеть одеться, пока горит спичка. Для коллектива отделения анестезиологии и реанимации для новорожденных это — быт. Только дело не в одевании: они тренируются, чтобы успеть за минуту, а еще лучше — за 30 секунд, если возникает экстренная ситуация, спуститься в родзал и оказать помощь. Потому что потерянные секунды — риск для малыша.
— Современная диагностика позволяет многие патологии выявить внутриутробно, — рассказывает завотделением. — И порой мы заранее готовы принять такого пациента. Если клинические проявления заболеваний есть, круглосуточно мониторируем, следим за всеми показателями, если нужно — даем кислород, при дыхательной недостаточности вентилируем. Недоношенные детки у нас часто получают сурфактантную терапию: эти препараты помогают легким быстрее созревать и раскрыться. А еще порой детки рождаются с пневмониями и другими заболеваниями. Также к нам попадают пациенты с проявлениями сердечно-сосудистой, легочной недостаточности, отеками, проблемами со свертываемостью крови и др.
В контакте с мамами
Отделение оснащено всем необходимым оборудованием, включая специальные консоли, к которым подключается аппаратура. Но за малышами следит не только техника — регулярно их состояние оценивает врач.
— Тактика выхаживания деток поменялась во всем мире, и мы не отстаем, — рассказывает врач. — Мамы имеют возможность навещать малышей. Если раньше они могли только поговорить с доктором и посмотреть на своего ребеночка, сегодня активно применяем «метод кенгуру». У нас установлено специальное кресло, в котором мама полулежит, а малыша выкладываем ей на грудь. Контакт «кожа к коже» стимулирует лактацию, устанавливает эмоциональную связь с ребенком, уменьшает уровень стресса у крохи и др.
Вообще, если мама готова подержать свое дитя, она может делать это с первых суток. Хотя принятие малышей с патологиями происходит по-разному. Одни сразу «включаются» в заботу о ребеночке, другим преодолеть блок помогают специалисты.
— Мамы — наши помощницы. Правильный настрой женщины даже на расстоянии успокаивает малыша, благотворно влияет на него, — рассказывает Ирина. — Между мамой и ребенком, что бы кто ни говорил, — прямая связь. Они действительно чувствуют друг друга.
Расти, малыш
Порой динамику маленького пациента рассмотреть могут только врачи, а маме кажется, что изменений нет. Но медики рады, когда удается снижать количество поступающего кислорода, улучшаются определенные параметры, меняется режим ИВЛ на вспомогательный. Для них малейшее положительное изменение — огромный шаг вперед. Оцениваются разные параметры: давление (многие малыши без препаратов его сами не держат), количество и частота мочеиспускания и многое другое. Выхаживание — процесс длительный и очень «ювелирный».
Трогательно, но именно в этом отделении рады детскому плачу. Если малыш что-то активно требует, выражает недовольство — значит, у него есть силы бороться за свою — обязательно долгую и полноценную! — жизнь.
— Всегда отслеживаем своих пациентов. Когда они «переезжают» в другие учреждения здравоохранения, интересуемся каждым.
Проблема инвалидности
Жестоко, но: что потом? Не будут ли, как говорят скептики, такие «незрелые» малыши тяжелыми инвалидами?
— Кому жить, а кому нет — решать не докторам. Мы должны просто профессионально делать свою работу, бороться за жизнь каждого, — словно отрезает Ирина. — На одном из последних семинаров, который я посещала, освещалась проблема инвалидизации детей. Да, среди недоношенных деток каждый третий имеет инвалидность. Но ведь она может быть разной, в легкой степени в том числе. Тяжелых проявлений инвалидности среди недоношенных, — а это, как правило, глубоко недоношенные дети, — 15%. Это намного ниже, чем 10 лет назад: процесс выхаживания стал эффективнее.
Маленький Даня родился весом около 600 граммов, 5 суток находился в Борисовском роддоме, затем торопыжку перевели в «Мать и дитя». На втором этапе выхаживания доктор прислала борисовским врачам видео с ним — ребенок видит, слышит, стоит на своих ножках. Да, у крохи есть неврологические отклонения, но они минимальные. Он — ответ скептикам, которые сомневаются, стоит ли бороться за жизни таких малышей.
Под наблюдением
— Неонатология, реанимация — стремительно развивающиеся отрасли медицины. Каждый год, посещая семинары, конференции, узнаем о новинках, — рассказывает Ирина.
В отношении малышей применяется тактика минимального притрагивания. Сделали все манипуляции — накрыли кювез: в тишине, сумерках новорожденному дают возможность спать глубоким сном, во время которого идет физическое восстановление и укрепление иммунной системы. К слову, пресловутые шерстяные шапочки не дают малышу совсем глубоко «провалиться» в сон и «забыть» дышать…
То, что многие врачи суеверны, — чистая правда. В отделении анестезиологии и реанимации для новорожденных детей тоже предпочитают не прогнозировать результат: здоровье, как и счастье, любит тишину. Просто стараются свою работу выполнять на совесть.
Команда подобралась хоть и молодая, но опытная — пятеро врачей: Наталья Панковец, Ольга Власенко, Анна Гитлина, Матлуба Анабаева и сама заведующая; восемь медсестер. Два врача с высшей категорией, два с первой. Все владеют всевозможными методиками помощи малышам, двое — еще и УЗИ-диагносты.
— Коллектив сложился очень ответственный, профессиональный, — говорит Ирина. — Многие чувствуют пациентов «кончиками пальцев». А еще стоит отметить медсестер: их работа — половина успеха, если не больше. Есть у нас опытные медсестры: Татьяна Маркевич и Зинаида Бабицкая, они еще молодым докторам могут совет дать!
***
— Ирина Александровна, учитывая специфику своей работы, вы верите в чудо?
— В Евангелии говорится: «По вере вашей воздастся вам». И я верю. Надо верить. В высшие силы, в себя, в свою команду, в своих пациентов…
Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото автора