Совместное заседание Ассоциации руководителей и Ассоциации педагогических классов Белорусского педагогического общества в рамках выездной секции V Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы» состоялось сегодня в Лошницкой гимназии Борисовского района.

Ключевая тема сегодняшней встречи — «Организационно-методический аспект функционирования профильных классов педагогической направленности: от идеи к качеству».


Участие в работе конференции принимали педагоги и руководители учреждений образования различных областей республики, а также гости из Республики Башкортостан.

Открыла заседание Людмила Юрченко, начальник инновационно-методического отдела центра развития педагогического образования БГПУ, секретарь БПО, которая поприветствовала участников и обозначила основные темы встречи.



В одном из фойе школ свой опыт работы с педагогическими классами представили учреждения образования нашего региона. Он был оценён всеми присутствующими.

Начальник управления по образованию Борисовского райисполкома Ирина Садовская познакомила с региональными аспектами функционирования профильных классов педагогической направленности.
— Тема актуальная, потому что все мы заинтересованы в том, чтобы в учреждения образования приходили молодые, подготовленные, мотивированные педагоги, — отметила она. — В педагогике, как и в любой другой профессии, случайных людей быть не должно. Возрождение традиции педагогических классов, вовлечение в педагогическую «прописку» со школьной скамьи очень способствует тому, что мы закрываем вопросы кадров. В родные школы возвращаются бывшие выпускники, а значит, легче проходит их адаптация на рабочих местах, проще реализуется вопрос наставничества. В 13 учреждениях образования Борисовщины существуют 1 педагогический класс и 20 педагогических групп. Если в прошлом году в них обучалось 89 учащихся, в этом — больше 200. Что это значит? То, что над профориентацией ребят успешно поработали и педагоги, и родители, ведь зачастую они направляют детей, рассказывают какую профессию лучше выбрать. И если сегодня и родители видят будущее своего ребенка в педагогике, это говорит о многом!

Рассказала Ирина Михайловна и о том, какая работа проводится в регионе с учащимися педклассов, это уроки, акции, проекты и др.
— Интересом у ребят также пользуется педагогическое волонтерство и стажировка в оздоровительных лагерях. Мы даем им «примерить на себя» профессию педагога изнутри и почувствовать «взрослость». Они осознают: «я это могу, у меня получится…» Учащиеся педклассов также дают открытые уроки, которые посещают взрослые коллеги, работают в лагерях, участвуют в марафонах успешных практик, форумах. Да, такие формы работы используют многие. Но главное — их глубокое наполнение, что мы и делаем, — резюмировала она.
К слову, в регионе уделяется огромное внимание и работе с молодыми специалистами. Благодаря этому «новоиспеченные» педагоги не остаются один на один с трудностями, набираются опыта, практики. Так, в прошлом году, когда педагоги «выросли» изшколы молодых специалистов, они обратились в управление с предложением создать клуб «для педагогов постарше». Так появилось «Агентство молодежных инициатив», куда вошли молодые активные педагоги, которые участвуют не только в жизни школ, но и своего района в целом, поддерживают молодых специалистов (сами ведь недавно ими были!), учащихся педклассов, реализуют свои идеи, проекты, популяризируют профессию.


Во многом благодаря тому, что работе с молодежью в системе образования Борисовщины всегда уделялось большое внимание, плеяда руководителей учреждений образования пополнилась молодыми амбициозными директорами.
— Задача, которая стоит перед каждым руководителем любого уровня, — показать, насколько почетна профессия педагога, насколько важную роль она играет в становлении общества и развитии государства, — считает Ирина Садовская.
Кроме того, сегодняшняя встреча дала многим участникам пищу для размышлений, как эффективно можно выстроить управленческую деятельность. Опытом своей работы поделилась директор Лощницкой гимназии Юлия Саматыго: гостям была представлена не только теоретическая часть, но и работа по локациям, возможность интерактивного диалога.

Юлия Владимировна убеждена, что к успешности ведет реализация шести шагов: демократичность, оптимальность, системность, прогрессивность, устойчивость, значимость.
— Фраза «кадры решают все» — не пустые слова, — рассказала она. — Среди 40 учителей гимназии пять — учителя-методисты, или 13% от общего числа. 14 педагогов — победители конкурсов профмастерства на областном и республиканском уровнях. 13 выпускников гимназии вернулись в нее учителями… Это говорит о многом, но в первую очередь о том, что у нас работают профессионалы своего дела, и мы ценим каждого своего педагога!
Как отметила директор гимназии, в управлении учреждением образования есть свои «фишки». Например, в начале учебного года всем учителям раздают методические пленэры для работы на учебный год, благодаря которым проще планировать свою деятельность.

Также в гимназии ушли от темы самообразования педагогов. Вместо этого учебно-методическое объединение, как правило, совместно разрабатывает определенную тему, начиная от планов-конспектов уроков до мастер-классов. Своими наработками и разработками педагоги пополняют не только свое педагогическое портфолио, но и «копилку» гимназии. К слову, в 2023 году почти 56% педагогов имели авторские публикации в СМИ, где транслировали свой опыт и мастерство.

Все компьютеры гимназии (около 90 единиц) объединены в локальную сеть, то есть буквально — педагоги ушли от бумажной работы.
— Электронная номенклатура, где все систематизировано, прозрачно, работает уже 10 лет, — рассказала Юлия Владимировна. — Это общая база, где можно посмотреть не только информацию по каждому педагогу (его нагрузки, планы работы, разработки и др.), но и все наработки методкабинетов, «посетить» педсоветы (начиная от приказов об их проведении, заканчивая решениями и программами проведения). В ней отслеживается как работа администрации, так и всех учителей. Любое направление нашей работы можно найти в ней. Кроме того, в работе активно используем чат-боты и другие современные технологии.

Кстати, несмотря на то, что Лошницкая гимназия — небольшое сельское учреждение образования, оно является организатором и участником международных, республиканских и областных проектов.

Многих участников заинтересовал опыт работы педагогов учреждения образования, в том числе и реализация потенциала молодых специалистов через многоуровневую модель методической работы, о которой рассказала заместитель директора по учебной работе Лошницкой гимназии Лилия Дервоед.



С большим интересом познакомились присутствующие с участниками педклассов и их деятельностью, посетили различные локации, участвовали в интерактивном диалоге, отмечая, что готовы внедрять опыт гимназии в своих учреждениях.

— Мы второй день принимаем участие в конференции, — поделилась заместитель главы по социальным вопросам администрации Кармаскалинского района Республики Башкортостан Гюльнара Исанбаева. — Находимся под впечатлением и от Лошницкой гимназии, и от других учреждений образования Беларуси, в том числе — педуниверситета. У нас работа с педагогическими классами реализуется только второй год. А в Беларуси — с 2015 года. Вам есть чем с нами поделиться. Едем домой с багажом знаний, с новыми идеями для реализации!

Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото автора