Корреспондент «А» встретилась с преподавателем Борисовской детской музыкальной школы искусств Ольгой Калачевой. Беседовали о классике, а получилось — об огромных возможностях, которые эта музыка открывает перед человеком.
— Ольга Вячеславовна, можно ли как-то просто объяснить, что такое классическая музыка и как она влияет на человека?
— Это слишком глубокий и обширный вопрос, чтобы ответить на него однозначно и быстро. Классической принято называть музыку, созданную в определенный исторический период. Это музыкальные произведения, которые прошли исторический отбор (иногда даже не слишком долгий) и ставшие образцом, на который ориентируются и авторы, и исполнители, и слушатели. Как ориентируются, это уже другой вопрос. Могут подражать, могут отрицать и даже ненавидеть, но не могут не помнить. Есть еще понятие «академическая» музыка. Музыку, которая создана в другое время, но опирается она на те же жанры: опера, соната, симфония и т.д., и взаимодействует с традициями классической музыки, музыканты называют академической. Это серьезная, профессиональная музыка, которой учат, начиная с музыкальной школы и далее в музыкальном колледже, консерватории…
Чтобы более точно понимать: что такое классическая музыка, то лучше всего ориентироваться на ценностную составляющую. Если говорить простым языком, то классическая музыка несет в себе ценности, вызывающие переживания, связанные с глобальными смыслами жизни, любви, победы и далее огромная палитра человеческих чувств. Вся остальная музыка ориентирована на временные, ситуативные смыслы. Например, эстрадная песня о любви отражает не глобальную ценность любви, а особенности любовного чувства для этого конкретного человека. Но не будем так далеко углубляться в дебри терминологии. И будем говорить о классической музыке в привычном для всех понимании.
Как влияет? Всеобъемлюще. И на здоровье влияет, и на психику. Да, на все влияет. Кого интересует вопрос: как влияет классическая музыка на человека, найдет очень много публикаций, исследований в интернете. Думаю, что многие будут удивлены. И, кстати, кто собирается стать мамой, это тоже немаловажный вопрос. Малыши слышат, реагируют и запоминают музыку, которую слушает их мама. Один известный дирижер рассказывал, что, еще будучи начинающим дирижером, пришел на репетицию камерного оркестра и ему впервые надо было дирижировать незнакомым ему произведением. И вот оркестр зазвучал, и вдруг он начинает понимать, что знает, когда какие инструменты должны вступить, буквально знает ноты партии виолончелей. Он знает очень хорошо это произведение до мелочей! Это повергло его в ужас, он даже стал думать, что с ним что-то происходит плохое. Совершенно обескураженный он пришел домой и стал рассказывать о том, что с ним произошло своей матушке, которая была виолончелисткой и работала в свое время камерном оркестре. Она — то ему и объяснила, что, когда носила его под сердцем, оркестр как раз работал над этим произведением. Больше этого дирижера такие казусы не пугали, которые случались потом не раз.
Когда малыш появляется на свет, для него это сильный стресс, из одного мира, теплого, уютного, надежного, он приходит в другой мир. И кричит, потому что на этот момент знает, в какой мир он идет (потом эта память стирается навсегда). Но сейчас он кричит, и если мама, будучи беременной, слушала классическую музыку, в этот момент или какой-нибудь другой, когда малыш капризничает, плачет, включает музыку, которую слушала при беременности, малыш успокаивается. Он знает эту музыку, она звучала, когда он был у мамы под сердцем. Значит, все не так страшно. Этот мир, возможно, такой же, из которого он пришел. И эти дети развиваются совсем по-другому, гораздо быстрее.
— Т.е. классическую музыку надо слушать всем?
— В идеале, да, но, хотя бы тем, кто хочет развиваться духовно, у кого есть такая потребность. В каждом человеке есть два начала. Одно — это грубая материя. Она характерна абсолютно всем. Это все, в чем мы живем, чем питаемся, что говорим. Но есть еще тонкая материя. В нем очищающие слезы, любовь в чистом виде. Это мощная энергия, которая дает силу мощной любви и неважно, кто объект любви: человек или маленькая беззащитная, беспомощная кошка, которая подошла к вам. Это особое состояние. Его нельзя увидеть и потрогать руками. Кант говорил, что тонкая материя — это шестое доказательство бытия Бога (про пять доказательств бытия Бога можно почитать у Фомы Аквинского). И именно классическая музыка дает возможность развить в себе этот духовный мир, потому что классическая музыка — это музыка Космоса. Есть удивительно прекрасное слово: Сольфеджио. Оно имеет итальянское происхождение «Solfeggio». Оно состоит из названия двух нот «соль» и «фа», т.е. пение по нотам. Это обозначение ввел в XI веке монах — бенедиктинец Гвидо д’Ареццо. У каждой ноты есть латинское название: «до» Do – Dominus — Господь; «ре» Re — rerum – Материя; «ми» Mi — miraculum — Чудо; «фа» Fa — familias рlanetarium — Семья планет или Солнечная система; «соль» Sol — solis — Солнце; «ля» La — lactea via — Млечный путь; «си» Si — siderae — Небеса. Даже это уже говорит о том, что классическая музыка напрямую связана с космосом!
В музыкальной школе на уроках сольфеджио изучают правила теории музыки, развивают гармонический слух. На самом деле сольфеджио несет гораздо более важную функцию. В 70-е годы XX столетия доктор Джозеф Пулео, а чуть позже ученый биохимик Глен Рейн обнаружили, что семь нот, вернее, частота звуковых волн этих нот, положительно воздействуют на организм человека. Воспроизводились звуковые волны из различных музыкальных жанров, и оказалось, что каждый тип музыки влияет на человека по-разному. И это открытие обозначили как «частота Сольфеджио». И, чтобы опять же не углубляться во все это, можно сказать, что санскритские, григорианские песнопения, классическая музыка оказывает решающее влияние на здоровье ДНК, тогда, как рок-музыка, особенно тяжелый рок, наносили вред ДНК. И список благотворного влияния музыки на организм человека весьма велик. Например, помогает облегчить физическую боль, уменьшает стресс, стимулирует ум, интуицию и т.д. Не хочу еще раз повторяться.
— Детям обязательно заниматься музыкой?
— Опять же в идеале, да, хотя бы на уровне музицирования. Но это нереально. Поэтому важно воспитывать музыкой. Музыка структурирует, формирует мозг, это тоже доказано учеными. Музыку и математику они называют родными сестрами. В музыке столько же математики, сколько музыки в математике. Например, композитор Сергей Танеев все свои произведения, которые он сочинял, проверял математическими формулами (у нас эти формулы называются гармонией). Музыка у него потрясающая. Достаточно послушать хотя бы одну написанную им кантату «Иоанн Дамаскин». Музыка соединяет правую и левую долю мозга, потому что музыка есть сочетание логического и эмоционального. Так что давно известно, что музыка — это питание для мозга. Так что родителям, если они думающие люди и хотят всесторонне развивать своего ребенка, решать самим, надо ли детей обучать музыке или воспитывать музыкой. И кроме всего этого развивается критическое мышление.
Проще изучать иностранные языки, потому что латинские термины, которые поясняют учащемуся, как нужно исполнять то или иное произведение, состоят из тех же корней, что есть в английском, итальянском, французском и других романо-германских языках. Развивается самообладание, уверенность в себе, исчезает боязнь сцены и публичных выступлений. А еще упорство и усидчивость. Это дает результат. Занятия музыкой научат не опускать руки при первой неудаче, а успехи говорят о том, что ничего невозможного нет. И т.д., и т.д.
Как-то наткнулась на обращение одного Нобелевского лауреата: «Дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки! Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, то начинайте не с физики, химии или математики. Начинайте с музыки, потому что именно в ней находятся высшие божественные коды. Музыка абсолютно непонятным, таинственным образом настраивает мозг на ясную логику, структурирует мышление, учит избегать случайностей, нелепостей, учит моментально понимать всю глупость услышанного — например, с экрана телевизора. Словом, учит всему тому, чего сейчас большая часть населения почти не умеет. Родители должны быть особенно заинтересованы в том, чтобы дети слушали Баха и Моцарта. Потому что ни один воспитатель, родитель и ни одна школа не сделает больше, чем сделает для ребенка музыка».
Интересно, что ученые-биологи обнаружили в человеческом мозге удивительные нейроны, предназначенные для восприятия музыки. И, как оказалось, более ни для чего. Они не нужны, чтобы просто «выживать»: добывать пищу, есть, спать, ходить на работу и т.д. Но они необходимы, чтобы «чувствовать силу гармонии», как писал Пушкин. И весьма важно, что без этого осознания Высшего в нас, мы, человечество, — ничто.
Вот еще пример, доказательство тому, что музыка, действительно, ниспослана свыше. Однажды так случилось, что один молодой человек очень сильно полюбил итальянскую графиню. А он был человеком глухим, но писал музыку. Вы сейчас скажете, что глухой не может писать музыку. В его ушах нет мелодий, только шум, треск и свист. И это подтвердит любой врач. Но Бетховен, а речь именно о нем, своей жизнью доказал, что, потеряв слух, сначала частично, потом все больше и больше, он писал музыку все лучше и лучше. И когда абсолютно оглох, написал одно из самых великих произведений, которые существуют на Земле. Джульетта Гвиччарди, итальянская девочка, графиня, ученица Бетховена отказала ему, когда он сватался к ней. И он, этот человек, со следами черной оспы на лице, перенесенной в детстве, которая, собственно, и повлияла на его слух, одинокий, глухой, бедный, в своей комнатушке, где стоял старенький рояль, решил покончить жизнь самоубийством. Но в тот момент, когда петля уже висела на шее, и он собрался уйти из мира, вдруг услышал музыку, которая начала поступать к нему свыше. Он должен был остановиться, чтобы ее записать. И, сняв петлю, побежал к роялю. Так появилось произведение, которое назвал: «Как бы фантазия» и посвятил ее Юленьке Гвиччарди. Уже потом, после его смерти, немецкий музыкальный критик Людвиг Рельштабназвал его «Лунная соната».
А вы знаете, что Баха называют 13-м апостолом? В его музыке спрятаны тайные коды. Бах — огромный океан, он — Вселенная. И так далее можно говорить обо всех великих композиторах.
Классическая музыка — это язык. И чтобы его понимать, надо его знать, хотя бы на начальной стадии. Просто слушайте классическую музыку. Получайте удовольствие, наслаждайтесь. И не надо ее бояться, ссылаясь на то, что не понимаете ее. Не надо понимать. Понимание придет позже, придет само. Так устроена классическая музыка. А глубокое знание языка музыки нужны тем, для кого музыка становится профессией и тем, кто сам, для своего развития хочет узнать и понять язык классической музыки. И цель музыкальной школы, по моему убеждению, — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и жителей города. Для этого здесь должна звучать классика. Нужны лекции-концерты, на которых слушателям рассказывали бы о музыке, о композиторах и т.д. Хотелось бы, чтобы такие концерты в виде сказок, рассказов, игр были и для маленьких детей. Уверена, есть много молодых родителей, которые хотели бы всесторонне развивать своих детей. А где они могут это услышать, и кто им будет рассказывать о музыке? И не надо думать, что преподаватель музыки — это несостоявшийся музыкант-исполнитель! Есть много выдающихся музыкантов с мировым именем, но у них нет учеников, потому что учить музыке, дано далеко не каждому. Но есть выдающиеся педагоги, которые не ведут концертной деятельности. Это огромная ответственность: быть педагогом в детской музыкальной школе. От них зависит, с каким багажом уйдут их ученики в дальнейшую жизнь. Но преподаватель все же в первую очередь музыкант, и поэтому музыканты-педагоги должны быть реализованы в стенах школы и как исполнители, где они работают, принимая участие в таких просветительских (и не только) концертах. И это тоже важно.
Беседовала Светлана ЧЕКАЛОВА