be en ru
Советы логопеда: рассказываем, чем страшна задержка речи ребенка
16 ноября 2021
Здоровье

Советы логопеда: рассказываем, чем страшна задержка речи ребенка

Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста происходит по мере его ознакомления с окружающей действительностью. Но когда малыш не овладевает речевыми навыками вовремя, у него возникает закомплексованность, стеснение, неуверенность. В будущем это мешает учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Правда ли, что задержка речи – это обязательно задержка развития ребенка? Пообщались с руководителем столичного речевого центра Татьяной Кулеш.  

– В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. В Беларуси больше половины этих детей имеют логопедическое заключение – ОНР (общее недоразвитие речи), – рассказывает специалист. – Оно может проявляться как в виде полного отсутствия речи, когда ребенок издает только отдельные звуки, так и в виде связной речи, но с нарушениями фонетики, лексики и грамматики.

По словам Татьяны, надо помнить, что данное речевое нарушение отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы. А это, в свою очередь, характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, негативизмом, агрессией, реже наблюдается заторможенность и вялость.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К примеру, одна из самых распространенных биологических причин – это внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода). Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения или связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи.

Что делать, если у ребенка ОНР

Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

При первом уровне, «безречевом», у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из звукоподражаний («мяу», «би-би», «цок-цок», «кап») и «полуслов» («маня» - маленькая), отдельных слогов или их комбинаций, за которыми ребенок закрепляет значения («бах» – упало, «ай» – дай, «ди» – иди или найди). Свою речь дети дополняют мимикой и жестами. Но в более тяжелых случаях имеет место полное отсутствие речи.

Второй уровень – ребенок испытывает похожие рассмотренные проблемы, но кроме жестов и «лепетных» слов в его словарный запас включаются некоторые слова, хотя и в искаженной форме («лябока» – яблоко). Ребенок пользуется простыми фразами из двух-трех слов, в которых наблюдаются грубые ошибки («тидит а туе» – сидит на стуле).  При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, нарушено произношение многих звуков, речь неразборчива («пять куких» – пять кукол; «синя каландас» – синий карандаш). Связная речь сводится к простому перечислению увиденных событий и предметов.

Третий уровень – у ребенка появляется развернутая речь. Хотя она становится более живой, ребенок все равно использует простые предложения из трех-четырех слов. Нарушен ассоциативный ряд. Ребенок часто строит неправильные предложения. Некоторые дети сознательно избегают слов и выражений, вызывающие у них затруднения и заменяют их на другие – по их мнению, сходные по смыслу. Свободное общение с окружающими затруднено.

Четвертый уровень – в целом грамматический строй речи ребенка приближается к норме. Здесь видно нарушение слоговой структуры слова, которое проявляется в трудностях при произнесении слов со сложным слоговым составом (милиционер, мотоциклист, аттракцион). Ребенок допускает ошибки при словоизменении (пять «цыпленков»). Во время пересказа ребенку сложно следить за линией сюжета, а при заучивании стихотворений он часто путает местами слова.

В любом из перечисленных уровней нужно вести коррекционную работу. Причем не только логопеду, но и родителям. Ведь такие дети нуждаются в постоянном обогащении активного словаря и развитии навыка связной речи. При этом чем раньше ее начнут, тем менее негативно это отразится на школьной успеваемости и формировании личности ребенка в целом.

Подготовила Анна МЕРКУШЕВИЧ

Короткая ссылка на новость: https://www.edinstvo.by/~4xacd

Архив сайта

Перейти