be en ru
Зло - это не компьютер, а безразличие друг к другу в семье. Что с этим делать?
22 февраля 2024
Общество

Зло - это не компьютер, а безразличие друг к другу в семье. Что с этим делать?

Родители с удовольствием встраивают современные технологии в свои отношения с ребенком. Еще бы: гаджеты так увлекают детей, что их можно без особых проблем и переодеть, и накормить, и занять. Беда в одном: через несколько лет мамы, папы, бабушки и дедушки рассказывают примерно такую историю: «Целыми днями он сидит за компьютером. То играет в игры, то в соцсетях… Ему ничего не интересно. Что я только ни делал(а): планшет забирала, запрещала, убеждала, рассказывала о вреде.В итоге у нас совсем испортились отношения…». Искренние переживания родителей смешиваются с непониманием: бороться бесполезно. Вообще с детьми бороться бесполезно, а в такой ситуации и подавно: потеря доверия и уважения друг к другу гарантированы.

Что можно сделать?

Во-первых, проблему легче предотвратить, чем потом решать. До трех лет детям противопоказано общение с мобильными телефонами, планшетами и компьютерами. Ребенок должен развиваться, играть, познавать окружающий мир без использования этих устройств. Лимит просмотра мультфильмов в этом возрасте – 30 минут в день (и то ближе к трем годам). Мобильный телефон целесообразно покупать ребенку примерно после 10-11 лет, до этого возраста школьнику вполне достаточно смарт-часов, чтобы быть «на связи».Если ребенок старше, а проблема уже есть, в этой ситуации первым шагом к ее разрешению будет установление дружеских отношений с собственным ребенком. Что это значит в данной ситуации? Это значит искренне разделить с ребенком его увлечение (т.е. учиться уважать право и желание ребенка заниматься тем, чем он занимается). Звучит это примерно так: «А расскажи мне, в чем суть игры?», «Это правда, что эта игра одна из самых популярных в мире? А почему?». Также не применять свою власть для решения вопросов проведения времени за компьютером (за исключением случаев, касающихся морального и психического здоровья ребенка, но и в таком случае необходимо объяснить, почему это нельзя, опасно и т.д.) Звучит так: «В этой сцене слишком много насилия. Можно ли в этой игре избегать таких сцен? Нет? Сцены насилия очень вредят детскому мозгу: это может сказываться на развитии, а еще могут сниться кошмары, например. Мне очень жаль, но я вынужден (а) запретить тебе эту игру. Но ты можешь найти другую, без таких сюжетов. И я совсем не буду против».             

Как перенаправить интерес?

Родителю необходимо выбираться из своей зоны комфорта и идти навстречу новым впечатлениям. Нужно искать новые формы развлечения для своей семьи: выставки, поездки, совместный поход в кино, веревочные городки, пикники, каток, бассейн… Любые формы совместной активности, где можно общаться и наслаждаться общими впечатлениями.

Задача этого этапа: переключить внимание, показать «мир за окном», узнать о своем ребенке что-то новое. И удивиться тому, насколько сын или дочь интересная и неординарная личность. Самое главное, что нужно понимать родителям, это то, что их дети живут в эпоху информации больших объемов и высоких скоростей. И им, детям, там интересно, легко и спокойно. И если родители решают «выдернуть» свое чадо оттуда, значит, им придется предоставить своим детям что-то взамен. Например, свое внимание. Потому что нельзя просто забрать у человека часть его жизни и ничего не дать ему взамен. Если такое происходит, то это называется насилием.

prilozhenija-chtoby-sledit-za-rebenkom.jpg

Расширяем возможности

Детям постарше можно ненавязчиво предложить сделать домашнее задание в планшете: например, презентацию новой темы или проект по иностранному языку можно выполнить в графическом редакторе. Попросить найти информацию на интересующую тему. Можно рассказать о том, что существуют уникальные приложения для творчества: позволяющие делать необычные изображения, видео и музыку, для записи и обработки голоса и других звуков и многое другое. Можно отправить ребенка на курсы по программированию или веб-дизайну. Задача этого этапа: сделать время, проведенное ребенком за компьютером, полезным и пополнить знания ребенка.

А если это зависимость?

Часто родители боятся, что, сидя часами за компьютером, у ребенка разовьется зависимость: от интернета, от компьютера, от социальных сетей и т.д. Однако это не совсем так. Склонный к зависимой форме поведения человек найдет для себя зависимость в любом проявлении: в запрещенных веществах, в еде, в отношениях и т.д.  Виной всему в этой ситуации – чувство собственной ненужности и ущербности, ощущение враждебности мира, отсутствие любви и понимания со стороны родных и близких людей. Поэтому первое противоядие для появления таких чувств у ребенка – безусловная родительская любовь. Не потакание во всем, а здоровая родительская любовь: дающая опору, очерчивающая границы, принимающая любым.

                     Психолог ТЦСОН Борисовского района Татьяна КЛЮНЯ,
фото взяты из открытых интернет-источников и носят иллюстративный характер

Короткая ссылка на новость: https://edinstvo.by/~d6X0Q

Архив сайта

Перейти