be en ru
Папа в декретном, или Отец особого статуса
6 марта 2021
Общество

Папа в декретном, или Отец особого статуса

В любимом многими фильме «Служебный роман» главный герой, Анатолий Новосельцев, признавался: «У меня дети. У меня их двое: мальчик и… тоже мальчик. Два мальчика...» Для советского кинематографа образ был необычен. И даже сегодня статус отец-одиночка – явление нечастое. Количество неполных семей, в которых дети живут с отцом, даже в масштабах нашего района, точно неизвестно: такой учет не ведется. Но тем не менее, за год работы в районе я лично познакомилась с тремя такими мужчинами: вдовцом, воспитывающим трех девчонок; борисовчанином, который более 20 лет назад, после смерти супруги, остался с младенцем на руках, вырастил и поставил на ноги дочь, и героем этой публикации Виталием. Правда, в его истории жена ушла из семьи по доброй воле, предпочтя детям алкоголь…

На улицу Чкалова в Борисове мы отправились вместе с председателем Борисовской РО БОКК Татьяной Черниковой и специалистом Сергеем Морозом. Волонтеры привезли денежные сертификаты, продукты питания, одежду, канцелярские товары и игрушки для ребят, имея целью поддержать семью, а также узнать, не нужна ли другая помощь.

Виталий с детьми

Виталий встретил на пороге: только недавно уехали рабочие, — в доме сломался газовый котел, появились незапланированные расходы по его замене… Ребятам проблем взрослых не понять. Да и нужно ли? Четырехлетняя Саша и двухлетний Артемка рады гостям и подаркам. Показывают свою комнату, игрушки, с любопытством смотрят, как они получились на фото, рассказывают о своих детских важных новостях, осваивают коня-качалку, привезенную волонтерами…

Пьяная жизнь

— Недавно в интернете появилась статья про нас, — говорит Виталий. — Признаться, такой славы я не хотел, ведь помощи не прошу. Просто рассказал о трудностях, с которыми столкнулся, как сейчас живем… А вышло так, что комментарии открывать не хочется…

Артем

 За плечами у отца — непростой жизненный путь. Сам вырос в неполной семье: мать оставила двоих сыновей с мужем, злоупотреблявшим спиртными напитками. А потом у уже взрослого Виталия началась и своя «карусель»: алкоголь, разгульные компании, переезды из Минска в Молодечно, Смолевичи, Борисов…

— Видя, как пьет отец, был уверен, что сам никогда не стану алкоголиком, — рассказывает он. — А вышло наоборот. Появилась хорошая работа, достойная зарплата, друзья из состоятельных семей… И все это имело плачевные последствия. Точкой невозврата стало то, что однажды после злоупотребления я проснулся в реанимации, привязанный к кровати, ничего не помня. Оказалось, выпрыгнул с четвертого этажа, повредил спину, дрался с врачами. После этого решил, что с таким образом жизни пора завязывать. Поддержал брат, он первый протянул руку помощи. С того времени и началась моя борьба за трезвый образ жизни: лекарства, психологи, медцентры, программы переориентирования для зависимых от алкоголя. Были срывы, но уже больше пяти лет я спиртного не употребляю.

Семейное испытание

Со своей будущей супругой Виталий познакомился, когда лечился от алкогольной зависимости. Знал, что у избранницы тоже проблемы с выпивкой и что она уже лишена родительских прав в отношении одного ребенка, но все же женился. На тот момент ему было 36 — хотелось свою семью. А дальше началась борьба за ее сохранение. Силы давали «передышки» — во время беременностей и некоторое время спустя супруга не злоупотребляла. Затем все возвращалось на круги своя…

Александра

— Я не в одночасье решил, что так дальше не может продолжаться, — делится Виталий. — Уговаривал жену, кодировал, находил специалистов, использовал все связи. Но для того, чтобы вести трезвый образ жизни, у человека должно быть желание, и ему необходимо осознавать, что болен. Видимо, поэтому ничего и не вышло. Оставлять детей с пьющей матерью — значит подвергать их риску… И самому было тяжело: все же я в ремиссии, мне нельзя сорваться.

Два года назад, в августе, жена просто ушла из дома. В последний раз дети видели ее спустя два месяца после вступления в силу решения суда, который постановил, что дети остаются с отцом. Она просто пришла и забрала вещи. Брат до сих пор удивляется, как Виталий не стал вновь прикладываться к рюмке. А сам герой публикации говорит, что помогли… дети. Осознание, что они могут попасть в приют, удерживало на грани силой канатов… Виталий оформил декретный отпуск, а спустя некоторое время стал задумываться о смене места жительства…

Новая жизнь

— Первое время я вообще не понимал, что и как мне делать, как жить, как наладить быт, — говорит он. — Нервничал, не спал ночами, похудел на 16 килограммов… Голова шла кругом: как везде успеть? Но постепенно привык, всему научился — и стирать, и гладить, и суп варить. При этом старался поддерживать порядок в доме, находить время для себя… У нас была небольшая однокомнатная квартира под Молодечно, для семьи с двумя детьми этого маловато. Магазин в поселке один. Возник вопрос с садиком, поликлиникой. И я решился на переезд. Продал квартиру, купил дом — в этом помог брат, кредит оформлен на него. Переехали летом, и дети были счастливы. В доме они только ели и спали, все остальное время проводили в играх на улице, на свежем воздухе.

Сашку и Артема сразу оформили в детский сад. Им нравится туда ходить, хотя и остаться с папой дома, когда, к примеру, мороз и Виталию жалко вести малышей на улицу, — тоже радость. Дочь постарше, и она уже умеет «крутить» своими мужчинами. Порой начинает воспитывать и папу, и братика, которого может попытаться поставить в угол. И даже пользоваться горшком Артема научила именно она! Но ребенок есть ребенок, и, увидев цветные фломастеры в коробке с подарками, Виталий прячет их повыше — без присмотра фантазия юных художников распространится и на обои…

— Главное в жизни для меня — дети, — говорит отец. — Хочу вырастить их достойными людьми, поднять, дать образование. И поэтому пути назад, места для слабости у меня быть не должно.

Как устроиться на работу?

На первый взгляд, главная проблема неполных семей — материальная. Но Виталий признается, что это не совсем так: когда остаешься с детьми один, нужно решать куда больше проблем, чем только финансовые… Хотя и они тоже есть: сейчас семья живет на пособие по уходу за детьми. Но летом Артемке исполнится три. И Виталий уже начал подыскивать работу, восстановил водительские права.

— Пока зарплата, которую мне предлагают, меньше нашего пособия, — говорит Виталий. —  Работы никакой я не боюсь, но только вот тем же грузчиком подработать не могу по состоянию здоровья — проблемы со спиной после падения остались, а на мне двое детей. Кто будет заботиться о них, если я не смогу встать? Огорчает и отношение многих работодателей: раз ты один воспитываешь детей, значит, будешь ходить на больничные… и брать не хотят. На тех должностях, которые мне предлагали, рабочий день начинается до восьми, а мне ребят в садик нужно отвести. Вот и получается замкнутый круг… А работа очень нужна! Я понимаю, что Саша с Артемом подрастут, будет легче. Но решать проблемы, в том числе и финансовые, нужно уже сейчас!

***

Конечно, не все трудности легко пре­одолимы, но задуманное можно сделать, было бы желание, уверен Виталий. Видя любовь, которой отец окружает своих детей, веришь, что их трудности — временные. Найдется и работа, и, кто знает, может быть, верная жена и любящая мама для Сашки и Артема…

Семью, как отметила Татьяна Черникова, под патронат возьмет Красный Крест: будут посильно помогать. В управлении по образованию Борисовского райисполкома ситуацию Виталия также хорошо знают: пояснили, что признаков неблагополучия в семье не выявлено, папа с детьми справляется. В свою очередь педагоги учреждения дошкольного образования, которое посещают Артем и Александра, уделяют им достаточно внимания.

Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото автора

Короткая ссылка на новость: https://edinstvo.by/~zhcrO

Архив сайта

Перейти