Лена была в панике. Вот-вот она умрет. Жадно хватала ртом воздух, но чувствовала — ничего не помогает. От этого становилось еще страшнее. Бешено колотилось сердце, вспотели ладони, на лбу выступила испарина. Пока ее ученики писали самостоятельную работу, она встала со стула и быстро подошла к окну. Из форточки дул теплый весенний ветер, и вроде полегчало. Но нет, накрыла вторая волна. Учительница выбежала из класса и помчалась к умывальникам пить воду. Так девушка впервые столкнулась с панической атакой. Сегодня, спустя четыре года, она говорит об этом спокойно, но тогда…
Недуг случился вдруг
Елене было 26 лет. Она недавно вышла замуж, работала в школе, получала второе образование, занималась хобби. В общем, была как все. Пока вдруг ни с того ни с сего не случился тот самый приступ во время урока. Позже она часто прокручивала этот эпизод, понимая, что ни очевидной усталости, ни навязчивых мыслей, ни еще какого-то состояния, которое могло бы стать спусковым механизмом для подобного инцидента, не было. Все произошло на ровном месте. Тогда приступ прекратился очень быстро и незаметно. Так же, как и начался. Девушка забыла бы об этом, но через некоторое время ситуация повторилась. Паника, холодные ладошки, жар, нехватка воздуха и колотящееся сердце.
Снова было страшно
Нагуглила болезней

Первое, что Елена тогда сделала, полезла в интернет. Загуглила симптомы. Сейчас она понимает, что сделала несусветную глупость, однако тогда ей нужно было любое подтверждение, что все хорошо. Но нет. Поисковик-доктор оперативно выдал сотни ссылок на сайты с ответами на вопрос, что может быть не так.
Вариантов была уйма. Начитавшись статей, девушка как будто бы стала чувствовать себя еще хуже. Вроде бы уже и под ребрами кололо, и в лопатку отдавало. Что сделала? Правильно, пошла по врачам. Их вердикт был таков: здорова.
Тем не менее, легче не становилось. В непростой период Елена искала избавление от недуга в разных направлениях «подсела» на успокоительное. Она начала думать, что ее сглазили. Пила святую воду, обращалась к бабкам-шептухам.
— Когда человек в отчаянии, он ищет помощи везде, — поделилась Елена.
Привет, ипохондрия!
Со временем к симптомам добавились ватные ноги, бегающие перед глазами мушки и хроническая слабость. Лена не могла ни работать, ни заниматься домашними делами, ни попросту жить. Панические атаки стали случаться чаще. Верхушка айсберга — навязчивый страх смерти. Дошло до того, что засыпать боялась, много плакала. Ситуация обострилась из-за того, что несколько лет назад от болезни умерла ее мама. Лена накрутила себя и уже начала верить в то, что тоже больна. Однажды истерика у девушки случилась на работе. И пока ее не отпустили в больницу, та из кабинета завуча не вышла.
Многие из окружения Елены считали ее чуточку сумасшедшей, некоторые посмеивались и отмахивались, мол, сама напридумывала, пройдет. Благо рядом была семья. Ее успокаивали, выслушивали и не оставляли в одиночестве. Родные старались переключать с дурных мыслей, дарить радость и позитив. Это было очень нужно и на какое-то время помогало. Потом все начиналось заново.

Врачи снова назначили обследование. Внимательно отнеслись к жалобам, не обсмеяли. После многочисленных УЗИ, анализов и других манипуляции, не выявивших ровным счетом ничего, девушке предложили поработать с психотерапевтом.
Пришла к специалисту Елена в полном отчаянии. Консультация проходила как в тумане. Были расспросы, психологические упражнения. А потом назначение лекарства.
— Не знаю, помогли ли таблетки, или это был эффект плацебо и самовнушение, но буквально за пару недель симптомы ушли. А вместе с ними рассеялось и плохое настроение. Страхи растворились, — сказала моя собеседница.
Подслушано и проверено на себе
Лена «жила» с паническими атаками год. Помощь получала и на форумах, где люди пережившие или переживающие такое же состояние, делились своим опытом. В числе советов, которые девушка взяла на вооружение, — проветривание комнаты, вечерние прогулки, курс витаминов и минералов (только после консультации с врачом), контрастный душ, дыхательные упражнения.
Очень помогло отвлечение от проблемы: как только появлялись плохие мысли, она настойчиво переключалась на другие. В крайнем случае, рассматривала то, что находится перед глазами: людей, картину на стене, обои. Причем старалась мысленно «проговорить» детали, считала ступеньки на лестнице или шаги от работы до дома. А еще очень важно осознать то, что происходит. И понять, что паническая атака — это временное явление. Постараться успокоиться.
Уже несколько лет Елена чувствует себя хорошо, но, когда появляется хоть намек на панику, повторяет, как мантру: «Все будет хорошо! Лена, дыши». И приступ отходит, так и не начавшись.
Записала Татьяна САКОВИЧ, имя изменено по этическим соображениям, совпадения случайны. Фото взято из открытых интернет-источников и носит иллюстративный характер