— Это просто ужасно, — поделилась как-то подруга, учитель одной из столичных школ. — Представляешь, ушли мои пятиклассники в столовую. Один мальчишка криво рюкзак поставил, он и шлепнулся на пол. Был открыт — все содержимое разлетелось. Думаю, прибегут дети, под ноги не посмотрят, затопчут все. Пошла собирать. А среди ручек и тетрадей — вейп! Забрала, а учащемуся сказала: «Отдам только родителям». Пришла мама: «Ой, это он мой стащил. Может, похвастаться хотел…»

Ситуация, конечно, неоднозначная. Чего греха таить, все мы учились в школах, и все большинство подростков хоть разочек, да пробовало какие-то «запретные плоды». В мое время, например, старшеклассники убегали курить на переменках за дальний угол школы. Но и это не спасало их от бдительного взора педагогов. А если уж «пронесло», то нарушителей выдавал терпкий запах табака.

«Это всего лишь вейп!»

Мода на вейпы пришла к нам как-то быстро и агрессивно. Электронные устройства, чаще похожие на большую флешку, все чаще можно было заметить у молодежи, выдыхающей «безобидный» и «безвредный» ароматический пар. А потом «модную тенденцию» подхватили подростки. И, как водится, потащили в самое популярное место — школы. Некоторые, особо ушлые ребята попытались даже перепродавать «электронки» учащимся.

 «Мам, ну конечно многие «парят», — отвечал на мои расспросы сын. — То в туалетах вонь от этих вейпов, а то и на уроках, даже в нашем классе пробовали затянуться… Училка отобрала». «Учитель» — растеряно поправила сына и задумалась. А ведь и правда — проблема есть. Но как с ней бороться? Не обыскивать же каждого ученика при входе… Оказалось, опыт работы с «зелеными» вейперами есть! Им поделились в СШ №18 — честно и без утайки. Тем более он у них — достойный.

— Плотно с проблемой вейпинга мы столкнулись года три назад, когда учащиеся и родители (законные представители) не осознавали опасность, считая вейпы безвредными, — начала рассказ заместитель директора по воспитательной работе Ольга Вавилова. — Когда ребенок приходил с парогенератором в школу, и мы приглашали его на индивидуально-профилактическую беседу и ставили в известность родителей, те нередко говорили: «Так это всего лишь вейп, это не вредно, вы плохо информированы!».

«Спросите папу! Он разрешает!»

Самым нелепым в ситуации с электронными сигаретами стало то, что их покупали (а, возможно, и покупают!) своим чадам… родители. «Боже, ну зайдите сами в магазин — там же целые отделы этого добра», — резюмировали они педагогам. Так-то оно так. Но даже если бы вейп был безопасным, разве правильно было бы его покупать ребенку? И вообще: зачем? Для самовыражения? Сомнительно. В магазинах большие отделы и алкогольной продукции. Но никто же ее не покупает детям!

— Случаи, когда сами родители приобретали электронные системы курения в качестве подарка несовершеннолетнему, были не единичны, — подтверждает Ольга Львовна. — Вот начинаем журить подростка, а он в ответ: «Мне папа разрешает, это его подарок. Позвоните ему, спросите!»

 — В интернете производители вейпов рекламировали их как безопасную замену обычной сигарете, — подключилась к беседе директор школы Анжела Мазуркевич. — Вот у многих и сложилось впечатление, что это не вредно и что пользоваться ими можно даже в местах, запрещенных для курения, коим, кстати, является и школа. Этот стереотип нам приходилось переламывать. К счастью, в нашей стране оперативно стали вести жесткую борьбу с «электронками» на многих уровнях.

Закрывать глаза на проблему в школе не стали. Наоборот: среагировали быстро и оперативно. И работу в борьбе за здоровье своих обучающихся начали… с пап и мам.

 На всех фронтах

 — Мы понимали, что одни с этой напастью не справимся, — рассказывает Ольга Вавилова. — В профилактике важную роль играет семья и ее взгляд на проблему. К тому же примерно в это время в Беларуси электронные сигареты приравняли к обычным, и за парение в общественном месте полагается штраф. Как только родители поняли и осознали важность проблемы, как с точки зрения здоровья детей, так и с правовой, они подключились вместе с нами к ее решению.

Что же сделали для этого в школе? Начали «бомбить» родительские чаты, соцсети учреждения образования информацией о вреде вейпов. Ежедневно. Материалы профилактического характера размещались на сайте школы, транслировались на общешкольных и классных собраниях, во время реализации проекта «Родительский университет». С участием ребят и родителей проводились диалоговые площадки, квесты, информационные часы, раздавались наглядные материалы. Подключились и специалисты межведомственных структур: медики и правоохранители.

То, что парение стало проблемой повсеместной, а не только Борисовщины, стало ясно с введением запрета в Беларуси продажи электронных сигарет и жидкостей к ним (в том числе и безникотиновых) подросткам. Мера была призвана подстегнуть молодежь вести здоровый образ жизни и не поддаваться пагубным привычкам.

Все это, как признаются педагоги, дало результат. Волна массового интереса была «сбита».

 Закон один для всех

В истории школы был пример, когда ученик, с которым неоднократно велись беседы о пагубности парения, был наказан. Подросток с улыбкой отвечал педагогам: «Ну что вы мне можете сделать?». Сделали. Пригласили сотрудника РУВД, и родителей злостного нарушителя привлекли к административной ответственности.

— Мы осознали, что словами ничего не добьемся, — прокомментировала Анжела Евгеньевна. — И если будем бездействовать, потеряем ребенка, пострадает его здоровье. По инициативе школы решились пойти на такой шаг, чтобы образумить его…

Тогда и другие дети поняли, что и ответственность за проступки может быть серьезной. Этот показательный случай заставил задуматься многих.

Учителя говорят, что в принципе вейперов распознать просто: по ярко выраженному запаху. Поэтому «по затяжке по кругу» в туалете сделать не получится. И из школы в учебное время ребятам не выйти — бдит охрана.

— Уже около двух лет острой проблемы с курением в нашей школе нет, — говорит Анжела Мазуркевич. — Но давайте будем честны: любой ребенок может захотеть сделать что-то запретное. Поэтому педагоги по-прежнему бдительны. Мы продолжаем говорить о том, что сегодня модно быть здоровым. Даже наш ученик, который был наказан, исправился. Пошел в спортзал, стал подтянутым. Это тот случай, когда отрицательный пример, который видели другие ученики, перешел в положительный. Сейчас часто наблюдаю на улице, что молодежь электронную сигарету старается спрятать в ладошке, — это уже не так популярно. Считаю, это достижение работы всех ведомств на всех уровнях.

 Родители, задумайтесь     

 Пик высокого интереса ко всему запрещенному у детей приходится на 7-9 классы. Есть, конечно, исключения, когда казаться «взрослыми» хотят ребята помладше, но они единичны.

Бывали случаи, когда педагоги, посещая семью на дому, видели детали от «электронки» на столах учащихся. «Он просто пытается собрать…» — возражали родители. «Этого вообще не должно быть на столе ребенка!», — твердо говорили учителя. Что это: невнимательность родителей или попустительсво?

 Распространение вейпов изначально было очень продуманным маркетинговым ходом: это когда выдаешь что-то за безопасный продукт вместо опасного. На электронных сигаретах не рисуют пораженных легких или плохих зубов. Но это не значит, что они безопасны: за красивой «оберткой» скрывается не менее губительные для наших детей вещества.

Да, у школ есть действительно положительный опыт борьбы с вейперами. Но после уроков дети идут домой, гуляют по улицам. И их безопасность, сохранение жизни и здоровья — на совести родителей. «Я всегда хотела быть подругой дочери и так ее воспитывала, а она совсем меня не слушается. В школу надевает джинсы, несмотря на мои уговоры носить форму», — услышала как-то реплику одной из мам. И возмутилась.

Я — за демократичную систему воспитания. Но считаю, что слово родителя все же должно быть авторитетным для несовершеннолетнего. Друзьями своим детям мы будем. Успеть бы стать ответственным родителем, умеющим обоснованно запретить ребенку неправильно себя вести или губить здоровье.

 Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото взято из открытых интернет-источников и носит иллюстративный характер

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
2