Две сестры не только научились прясть

Сакральный смысл прядения отражается в мифологии разных народов мира. Всегда находится некто, кто совершает этот магический акт — прядет судьбу людей или вселенной, решает направление и исход грядущих событий. Сегодня для многих это — устаревший народный промысел. Тем не менее, есть энтузиасты, благодаря которым до сих пор в домах под мурчание кота жужжит веретено, а старые прялки  обретают вторую жизнь. В  сегодняшней истории  есть немного мистики и сказки, открытий и юмора, но главное — удивительная любовь к делу, которое, пожалуй, стало уже больше, чем хобби.

«Мы всегда вместе»

 Этих очень похожих девушек — Ирину и Инну Платоновых наверняка многие встречали на различных мероприятиях. Две блондинки  показывают забытое мастерство: прядут нить на прялках, да таких, что встретишь только в музеях. Сестры — педагоги дополнительного образования Борисовского центра творчества детей и молодежи.

—  Мы — местные, и да, мы — близнецы, — смеются девушки. И Ирина  начинает свой рассказ:

 — Учились в Борисовском  колледже и  педуниверситете. С дипломами вуза мы вышли в один день и из одного кабинета.  Обеим предлагали идти в аспирантуру, но тогда у нас доченьки были маленькие…

Педагог-психолог дошкольный, организатор творческой деятельности — одна на двоих специальность сестер. Творчеством  они увлекались с детства, занимались театральным искусством, посещали различные кружки, музыкальную школу.

Обе пришли на работу в центр. Ирина, правда, потом решила связать судьбу с армией, но быстро поняла, что это не ее. И вернулась на прежнее место — к творчеству, ученикам.

«Первое веретено сделала сама»

 Направлений в  народном творчестве  много, и сестры, попробовали, пожалуй, практически все. А  к прядению подтолкнул случай.

—  Была организована поездка в агроусадьбу, а там много собак хаски, — рассказывает Инна.  — Оказывается, их шерсть северные народы использовали в быту. А мы  и переглянулись: прясть не  умеем, но почему бы не попробовать? Взяли шерсть в усадьбе, а по приезде домой начали этот вопрос изучать. Я просмотрела прядение на веретене,  сделала такое устройство.  Неделю упорно пряла, но обрывалась нить! А потом сообразила: а сколько оно должно весить? Оказалось, максимально   16 г, а мое весило 170! Исправила — и стало получаться.

 — А на покупном веретене все как-то сразу вышло,  — поддерживает Ирина. — Баланс, наверное, соблюден.

Главное в прядении, как говорят мастерицы, — подготовить кудель. Имеет значение и длина волокна —  в идеале не менее двух фаланг пальцев. Хотя мастерицы наловчились работать и с коротким ворсом. Просто  нить получается толще, ее нужно ссучивать.

Папа показал, как прясть

— Найти хорошую прялку, хоть и пишут в объявлениях — рабочая, непросто, порой приходится покупать несколько  — ради деталей, — отмечает Ирина. — Когда привезли первую,  не могли начать работу, не получалось.

— Папа, по сути, нас научил, — смеется Инна. —  Сначала для вида: «Во, пополучали высшее образование, тут справиться не могут!». А потом сел, посмотрел, что-то подкрутил, поправил — и давай прясть!

Первые нити мастерицы отвезли в агроусадьбу. Кстати, сувениры из  такого волокна и сегодня пользуются спросом у посетителей.

Инна и Ира признаются: поначалу освоить ремесло было непросто, сегодня же  только сядь за работу  — все словно на автомате.

Забавно, что  позже, изучая фольклор, они узнали, что первую прялку девушке должен был сделать отец, а вторую — муж. У Инны  так и получилось. Над первой «поколдовал» папа, а вторую ей привез супруг.

И чиенгора, и золотарник

 Тонкую «классику» прясть непросто. Но  ее девушки освоили. А еще попробовали разные виды шерсти: чиенгору (собачья шерсть —Авт.), овечью и  яненка, альпаку и верблюжью, кроличью, козью, конский волос.  Сырье получают «по бартеру» — за сделанный сувенир на память о питомце, либо  шерсть просто отдают за ненадобностью.

А еще мастерицы освоили растительные волокна: лен, хлопок, кипрей, пушицу и… крапиву. Что-то из растительного сырья заказывали, что-то добывали сами.

— С пушицей вышла вообще интересная история. Травка эта редкая, цветение вот-вот пройдет, а у нас — запрет на посещение леса.  Мы все равно отправились в путь, — делятся сестры. —Поехали в заповедник, на болото. Думаем, пустят — хорошо, не пустят — так тому и быть. Это было 2 июля, и вдруг ночью — дождь.  Нас пустили,  немного пушицы раздобыли. А после нашли сведения, что ее и собирали как раз в начале русалочьей недели, в ту дату, когда мы поехали, — такое вот совпадение.

Мама растить крапиву не позволила

—  Растительное сырье и  прясть сложнее, и обрабатывать. Сама природа создала его непредсказуемым, — рассказывает Инна.   — Лен нас не впечатлил,  а крапива — более тонкая, изысканная.

— Мама растить в огороде крапиву не позволила, — добавляет Ира. —  Пришлось искать сырье. Как оказалось,  лучше всего подходит двудомная крапива, а еще узнали, что у нас произрастает очень много видов этого растения. Это всем только кажется, что этой травки полно вокруг. Зато за городом присмотрели одно крапивное местечко — ездим поливать и подкармливать.

«Нужной высоты, нужной ширины, в нужное время»  — экспериментов по «добыче» крапивного волокна  мастерицы провели много. Изучали опыт, что нравилось — внедряли.  Удивительно, но во многом помогла им сказка «Дикие лебеди» Андерсена.

— Это произведение — шарада, разгадывая которую можно  получить  ответы на многие вопросы, — рассказали сестры. — Мы целое лето работали с крапивой. Обрабатывать химически не стали,  хотелось натуральности. Какая польза от волокна, в котором умерло все живое?   А позже родился и новый способ прядения, для крапивы.

Колючий дар

— Мы когда  начали крапиву изучать, поняли, что это целебнейшая трава! Заметили, что ее волокно способно «оживать». Если вы ниточку крапивы положите в ее же отвар или сок, она буквально крепнет! Словно материнские клетки к себе притягивает, — рассказывает Ирина.

— А еще при прядении случается палец  порезать,  так бумажку из крапивы приложишь — и ранка быстро затягивается. Или, например, при обработке крапивы заноз много под кожей. Но крапивным соком протер руки, они сами выходят! А назавтра ручки словно с эффектом лифтинга, — добавляет сестра.

К слову, при прядении крапивы мастерицы мы используют отвар семян льна — для смачивания нити. Так она получается крепче, не пересыхает при работе.

А еще девушки умудрились спрясть даже сизаль, которую получили из сансевиерии («щучий хвост» в народе).

Прялки приносят счастье

 Кардер для шерсти с ческами, веретена, и уже не одна — а начинающая расширяться коллекция прялок — инструментов у сестер уже множество. Они шутят: все  они «живут» вместе с ними, прямо в квартирах, и домашние уже привыкли. К тому же прялки в доме приносят счастье — есть такое поверье.

Коловорот, маленькая замковая, чухонка, маян — все эти виды прядок освоены, отреставрированы. Ира и Инна признаются: на поток такое ремесло ставить не планируют. Все же это  очень грязный и трудоемкий процесс. Главное — получать удовольствие от работы. Пока изготавливают только лечебные сувениры — нити на руку, мочалки и браслеты из целебной крапивной  нити и шерсти.

— Когда прядешь,  процесс так успокаивает и захватывает, что время бежит незаметно. А тебе кажется, что ты словно застыл в этом мгновении, — делятся пряхи.

Кстати, есть у сестер и  еще одна забавная особенность: ведущая рука  при прядении у Ирины — левая, а  у Инны — правая. А при ссучивании мастерицы берут две свои нити — и пряжа выходит  идеально ровная и одинаковая по толщине. Вроде как и в жизни: две сестры, две судьбы, две нити, но одно общее начало… У каждой своя семья и  дом,   но вот увлечения часто общие. И нет-нет, да вечером  начнут ворчать родные: где домашний телефон? А это Инна и Ира шепчутся — у них же новый эксперимент по крапиве!

— Чтобы в тебе жило творчество, нужно постоянное самообразование, хорошее настроение и… отдых даже от любимого дела, — делятся секретами сестры. — А еще — каждый раз стараться превзойти самого себя.

Ольга ЦЫБУЛЬКО, фото автора

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry