Сегодня белорусские правоохранители уделяют педофилии особое внимание. Тем не менее повышенная бдительность требуется не только от сотрудников милиции, но и от родителей. Об этом сотрудники УСК по городу Минску рассказали в программе «Решение есть!» на СТВ.
Важно говорить об этой проблеме в семье, разъяснять ее несовершеннолетним. Ведь многие дети далеко не всегда понимают, что в отношении них совершается преступление. А после насилия замыкаются в себе, и тогда это может длиться годами.
Как организована работа по борьбе с педофилией, что нужно знать родителям, чтобы предотвратить беду и можно ли распознать преступника на улице? Об этом и не только поговорили с заместителем начальника управления Следственного комитета по Минску Андреем Грибом.
Насколько часто педофилами совершаются преступления?
Андрей Гриб, заместитель начальника УСК по Минску:
В последние годы происходит рост таких преступлений в Минске. В 2021 году возбуждено 44 уголовных дела, в 2022 году – 48 дел, в этом году уже 12.
Сергей Шуманский:
Это еще при том, что мы говорим про то, что далеко не все известно.

Андрей Гриб:
Да, конечно. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних обладают высоким уровнем латентности, потерпевшие зачастую никому не рассказывают о сексуальных домогательствах со стороны взрослых. Поэтому число жертв таких посягательств превышает число зарегистрированных преступлений.
Сергей Шуманский:
Если углубляться, то педофилы могут быть и дома, это мы говорим про родных, в интернете где-то или сторонние люди на улице. С чем приходится чаще всего сталкиваться?
Андрей Гриб:
В основном это внутрисемейное насилие. Такие преступления могут совершаться на протяжении длительного времени и даже нескольких лет. В роли педофилов выступают родители, зачастую отчим или сожитель, друзья или знакомые семьи, соседи. К сожалению, случается, что члены семьи, зная о происходящем, намеренно скрывают. Замалчивание подобных вопиющих событий, желание их замять внутри семьи еще больше развязывает руки насильникам, которые остаются безнаказанными и продолжают совершать преступления.
Почему дети не сразу рассказывают о преступлениях?
Сергей Шуманский:
Казалось бы, самое простое разоблачение – внутрисемейное. А почему в таких ситуациях дети молчат?
Андрей Гриб:
Среди основных причин молчания – это получение серьезной психологической травмы, в связи с чем пострадавший ребенок боится рассказать о произошедшем. Где-то отсутствие доверительных отношений с близким окружением, родственниками или педагогами. Есть дети, которые из чувства стыда скрывают факты произошедшего, винят во всем себя. А есть случаи, когда малолетние в силу возраста не понимают противоправной сути происходящего.
Где педофилы ищут своих жертв?
Сергей Шуманский:
А что касается второй составляющей – интернета. В последнее время педофилы именно там находят своих жертв. Это общемировое веяние?
Андрей Гриб:
Да, есть такая тенденция. Такая тенденция есть в столице. В Минске стало выявляться больше преступлений в отношении несовершеннолетних, совершаемых с использованием интернета. Чаще всего юные пользователи Сети становятся жертвами так называемого груминга. То есть установление доверительного контакта с целью дальнейшей сексуальной эксплуатации. Родителям и всем нужно быть осторожным, потому что преступления против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних совершаются и внезапно. Например, в Минске 20 марта несовершеннолетняя девочка возвращалась из школы домой в метро. Неизвестный мужчина подошел к ней и вопреки ее воле, использовав ее шоковое состояние, свое физическое превосходство, совершил действия сексуального характера. После этого он скрылся. Подросток вернулась домой, рассказала о случившемся родителям, далее следователь во взаимодействии с сотрудниками милиции установили личность подозреваемого. А 23 марта он был задержан в метро при совершении аналогичного преступления. Фигурант – 37-летний минчанин, работает электромонтером, женат, имеет двух детей.
Сергей Шуманский:
Мы сказали, что педофилия – это латентное преступление. Что надо делать, чтобы дети при таком преступлении как можно быстрее рассказывали и обращали в правоохранительные органы?

Андрей Гриб:
Нам всем очень важно, чтобы как можно быстрее было выявлено насилие. Своевременное выявление таких фактов влечет оказание детям комплексной помощи, что минимизирует вред их здоровью и развитию. Дети, сталкивающиеся с сексуальным насилием редко обращаются за помощью, поэтому факт насилия становится очевидным тогда, когда пострадавшие уже попадают в больницу или просто в поле зрения правоохранителей. Поэтому особую роль в выявлении таких случаев на ранних этапах играют специалисты учреждений образования и здравоохранения.
Кем являются сами педофилы?
Сергей Шуманский:
Мы с вами говорили про жертв педофилов. А сами педофилы – это кто? Говорят, педофилия – это болезнь. Так кто люди, которые болеют это болезнью?
Андрей Гриб:
В основном это мужчины, возраст абсолютно разный. Есть и несовершеннолетние, и 30 лет, есть и пожилые мужчины. Зачастую они неприметны, женаты, имеют детей, работают. Первоначально на них никак не обратишь внимание. Но с другой стороны, есть и люди, которые систематически совершают такие преступления, в том числе ранее судимые за преступления против половой свободы и неприкосновенности.
Какое наказание грозит за такие преступления?
Андрей Гриб:
Ответственность у нас достаточно суровая. За совершение преступлений против половой свободы и неприкосновенности малолетних предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.
Сергей Шуманский:
Как часто максимальное наказание применяется?
Андрей Гриб:
Когда преступления совершаются против действительно малолетних, это в основном всегда насилие, наказания очень строгие. И они приближаются к 15 годам.
Педофилия – тяжкое преступление, удары которого способны нанести неизлечимые душевные и физические раны тому, кто подвергся насилию, его родным и близким. Поэтому важно всегда быть в доверительных отношениях со своим ребенком.
Ведь педофил или насильник – это не всегда страшный незнакомец, крадущийся к детям из кустов или подстерегающий на детской площадке. Он легко может скрываться и по ту сторону монитора, а иногда даже в соседней комнате.
Крёстный оказался педофилом. Шокирующая история изнасилования 4-месячной девочки
Насилие в семье совсем не редкость. Чаще всего преступник в таких случаях – отчим. Женщины, к сожалению, расценивают это как заботу о малыше и не замечают нездорового поведения своего избранника. Но иногда речь идет и о самых родных людях.

Владислав:
На первом видео есть такая ссылочка, маленький экранчик, там увидел своего ребенка, решил запустить. И увидел там действия сексуального характера, что он производит над этим ребенком, которому на тот момент было 4 месяца.
Это уже практически финал ужаснейшей истории. А начиналось все много лет назад. Мужская дружба с детства – больше 15 лет. Он крестил дочку Владислава. Всегда был желанным гостем в их доме. Но точкой невозврата стали наркотики.
Владислав:
Он вел скрытый образ жизни. Кроме нас у него никого друзей так и не было толком. Он уезжал в Россию на заработки, но приехав сюда, начал принимать запрещенные вещества.
Несмотря на это семья Владислава продолжила общение со старым приятелем. И так получилось, что больше времени будущий обвиняемый проводил с супругой друга. Как позже выяснилось, их крепкая дружба переросла в не менее крепкие любовные отношения.

Надежда Червинская, старший следователь УСК по Минску:
Она изменяла супругу с нашим обвиняемым, но не хотела рушить семью из-за детей. Супруг, воспользовавшись моментом, когда никого не было дома, решил посмотреть ноутбук нашего обвиняемого, чтобы проверить, есть ли там доказательства их измены. В одной из папок нашел видеозаписи очень большого количества, на котором были запечатлены сцены интимного характера между супругой и нашим обвиняемым, в числе этих видеозаписей была одна видеозапись, на которой была запечатлена его малолетняя дочь. На этой видеозаписи наш обвиняемый полностью раздетый, раздел девочку, употребил порошок белого цвета и потом совершал насильственные действия сексуального характера в отношении нее.
Когда в руки следователей попал телефон педофила, всплыли новые подробности. Выяснилось, что мужчина издевался над ребенком не единожды.
Владислав:
Рассказывать это страшно, что я увидел, как такой человек может вообще допустить с 4-месячным ребенком и сделать. Я не могу понять.
Надежда Червинская:
По судебно-психологической экспертизе он абсолютно вменяем, у него диссоциативное расстройство. Но можно было судить, что он намерено манипулирует вот этим своим состоянием, чтобы избежать ответственности.
Несмотря на весомое доказательство – видео, мать маленькой девочки всячески отрицала вину своего возлюбленного. Приводила нелепые оправдания – сфабриковано, сфальсифицировано. Она полностью встала на сторону насильника. И даже переехала к его родственникам. И, похоже, планирует дождаться его из тюрьмы. А ждать придется долго – 11 с половиной лет.
Говорил, что ему не 29, а 20 лет. Следователи вычислили педофила, который совращал 15-летнюю девушку
Среднестатистический возраст жертвы педофила – от 5 до 11 лет. И как правило, большая часть пострадавших детей подвергается насилию со стороны родственников или знакомых. Но сегодня преступность уходит в Сеть, и педофилия не исключение.
Так, в одном из мессенджеров 29-летний молодой человек, скрыв свой реальный возраст, познакомился с 15-летней девочкой. Диалог сопровождался пикантными фото от кавалера. Позже виртуальное знакомство переросло в реальное: дальше прогулки и даже совместные фотосессии в стиле ню.

Дмитрий Бутько, следователь по особо важным делам Ленинского РОСК Минска:
В ходе встречи обвиняемый предложил нашей потерпевшей изготовить совместные фотоснимки. Сразу фото были обычными, а потом потерпевшая и обвиняемый начали обнажать свои тела, после чего изготавливали фото и видео в обнаженном виде, в том числе с демонстрацией половых органов.
Об этом правоохранителям стало известно в ходе расследования другого уголовного дела. Жертва педофила оказалась замешанной в незаконном обороте наркотиков. Содержимое ее телефона стало триггером для нового дела. Во время следствия девушка всячески оправдывала своего интернет-знакомого и пыталась скрыть пикантные подробности.
Дмитрий Бутько:
С самого начала общения между обвиняемым и потерпевшей девушка не скрывала свой 15-летний возраст, однако фигурант всегда ей говорил, что ему 20 лет. Девушке стало известно, что обвиняемому на самом деле 29 лет, лишь от сотрудников правоохранительных органов.
А на удочку уже другого педофила попали более 130 несовершеннолетних. Их возраст от 12 до 16 лет. На протяжении двух лет он орудовал в интернет-пространстве. 18-летний молодой человек создавал анкеты в одной из социальных сетей. Заполняя свои данные, он решил немного приукрасить свой возраст, указав что ему 15. После чего начал активно общаться в популярном среди подростков сообществе для знакомств.
Дмитрий Бутько:
В последующем, когда он входил в доверие девушек, которые видели его анкету, начинал в основном переписки сразу интимного характера, предлагал девушкам встретиться для вступления в половую связь, предлагал им изготовить фотоизображение, в том числе интимного характера, и прислать ему.
«Девочка дважды рассказывала матери». Почему педофилами часто становятся родственники?
Случаи, когда в роли педофилов выступают друзья семьи или даже родственники ребенка, к сожалению, сегодня не редкость. При внутрисемейном насилии преступление может совершаться годами. Вот один из таких примеров. Отчим насиловал свою малолетнюю падчерицу долгое время. Следователям стало известно, как минимум о четырех эпизодах.

Анжелика Савченко, заместитель начальника 1-го следственного отделения Заводского РОСК Минска:
О совершенном в отношении нее насилии девочка дважды рассказывала своей матери, однако последняя не воспринимала ее слова всерьез, доверяя своему сожителю, который в категорической форме отрицал свою причастность к совершенному преступлению, обвиняя во лжи естественно девочку.
Недоверие матери к своему ребенку и безнаказанность порождало лишь только новые факты сексуального насилия. Повзрослевшая девочка решилась об этом рассказать своему родному отцу. И он тут же обратился к правоохранителям.
Анжелика Савченко:
На основании собранных доказательств мужчине предъявлено обвинение в совершении действий сексуального характера в отношении заведомо малолетней. В отношении него применена мера пресечения в виде заключения под стражу. В настоящее время проводится дальнейшее расследование, по результатам которого будет дана правовая оценка окончательная его противоправной деятельности.
Во время расследования подобных дел с жертвами педофилов общаются не правоохранители, а исключительно психологи. Для таких непростых диалогов оборудованы так называемые дружественные детские комнаты опроса. В помещении видеокамеры и аудиотехника. За процессом беседы из соседней комнаты наблюдает сотрудник милиции с помощью компьютера. Лишь только через психолога они могут задать дополнительные вопросы.
Полная видеоверсия:
https://www.youtube.com/embed/b7V9PHu34k8
Следственный комитет Республики Беларусь