Четыре года назад я написала стихотворение «Куда вы уходите, ветераны?», мотивом для которого послужила сводка БЕЛТА: «Только в 2019 году из жизни ушло 595 ветеранов Великой Отечественной войны, проживавших в Беларуси». В республике тогда было зарегистрировано 6250 ветеранов Великой Отечественной войны. Сегодня я даже боюсь заглядывать в статистику.
Время неумолимо, и все меньше остается живых свидетелей войны, с которыми просто невозможно наговориться. Мой интерес к событиям Великой Отечественный войны начался с соседа, военные рассказы которого я жадно впитывала, когда была совсем маленькой. Он был историком, но о войне знал не из учебников. Сам воевал и из закромов памяти при каждой нашей встрече доставал все новые воспоминания. А я слушала с любопытством. А потом сосед умер, вместе с ним ушли все его воспоминания. А я, конечно, практически все рассказанное забыла.
С самого начала работы журналистом я всегда с особым трепетом бралась за темы, связанные с Великой Отечественной войной, будь то освещение митинга или интервью с ветераном. И мой интерес при общении с теми, кто боролся с оккупантами, ни капельки не угас. Только теперь я всегда беру с собой диктофон. Чтобы сохранить каждое сказанное героями слово. Да и в целом, стараюсь носить его с собой, чтобы при случае включить и записать очередную исповедь человека, прошедшего войну. Ведь вдруг это наша последняя встреча.
Как здорово, что, вопреки всем перипетиям, происходящим в мире (демонтаж памятников, искажение исторических фактов, оправдание геноцида), в Беларуси благоустраивают мемориалы, проводят митинги, принимают меры по борьбе с нацизмом, создаются проекты, позволяющие «законсервировать» память и передать потомкам правду, донесенную из первых уст. Это очень важно.
В нашей редакции тоже реализуется видеопроект «Судьбы, опаленные войной». Первый цикл посвящен малолетним узникам концлагерей. Они делятся историями о страшной войне, очевидцами которой им пришлось стать в детстве. Мы также публикуем интервью с ветеранами, планируем встречи с участниками войны, блокадниками и воинами-интернационалистами. Два года назад при взаимодействии с районным советом ветеранов мы сняли ролик о ветеране Великой Отечественной войны Томаше Дятко. А в конце года его не стало. Спустя некоторое время ушел из жизни еще один ветеран – Владимир Разинкин.
Настоящим шоком для меня стала смерть Валентина Якушевского жителя Бегомля (Докшицкий район), ветерана, с которым я неоднократно пересекалась на различных мероприятиях в начале своего трудового пути. Он был настолько активным и энергичным, несмотря на возраст в более чем девять десятков лет, что казалось, будет с нами вечно. В теории так и получилось: он остается бессмертным, потому что сохранились десятки заметок, интервью, фото- и видеоматериалов о его жизни.
И нам, потомкам, необходимы эти встречи, эти интервью, общение с теми, кто столкнулся с войной и еще может что-то рассказать. Это нужно для того, чтобы сохранить как можно больше жизней. Пусть на страницах газет и в публикациях интернет-сайтов, но это будет о жизни. Самоотверженной, честной. И на века.
P.S. Когда я встречаюсь с ветеранами Великой Отечественной войны, то обязательно благодарю за мирное небо над головой. Лично. Каждого. Глядя в глаза. Для меня это очень важно.
Татьяна САКОВИЧ, фото автора