С 1 декабря в Вооруженных Силах Республики Беларусь начался новый учебный год. Для каждой роты 59 школы подготовки специалистов по эксплуатации автомобильной техники и ремонтных подразделений 72 ОУЦ его продолжительность разная, но в итоге всех солдат ждет сдача экзаменов и убытие в воинские части и соединения. А пока полным ходом идет обучение по воинским специальностям. Служба в учебке интересная! Так, днями у гвардейцев состоялись первые занятия по вождению машин. К слову, многие до призыва в армию видели армейские вездеходы ЗИЛ 135 ЛМ, МАЗ-543, МАЗ 537, МТ-ЛБ, БТР, БРДМ только на картинках, а теперь парням выпала возможность почувствовать габариты машины и отточить навыки управления массивной техникой. О том, как автомобилисты прошли серьезное ратное испытание, получилось ли у них преодолеть маршрут без заминок и что для армейцев значит первое вождение, – в материале корреспондента «А».

Первым делом отправляемся на автодром. Здесь ребятам предстоит выполнить упражнение №8 – вождение по местности. Накануне они изучали теорию, после чего успешно сдали зачет и получили допуск к практическому занятию по вождению. Расстояние, которое нужно проехать, зависит от типа техники: от 4 до 5 км. Обычно его преодолевают за 15-20 минут.

– Сегодняшняя цель – дать возможность солдатам применить полученные знания на практике при управлении машиной в различных условиях местности, «почувствовать» машину, привыкнуть к ней и успешно выполнить упражнение, – поделился в беседе с корреспондентом «А» заместитель начальника школы – начальник учебного отделения Сергей Русецкий. – Контроль над выполнением вождения осуществляем с помощью системы видеонаблюдения. Это позволяет объективно оценить военнослужащего и выявить ошибки, которые он допускает при выполнении упражнения. Первое вождение всегда интересно солдатам, потому что управлять такой мощной техникой не каждому дано. Эмоции переполняют ребят, им хочется показать хорошие результаты. В принципе, у большинства это получается.

Занятие по вождению организовано на нескольких учебных местах. Под руководством командира учебного взвода Ивана Гузовского парни изучают особые случаи движения, показатели контрольно-измерительных приборов и решают тесты по ПДД. Также солдаты должны понимать сигналы управления машиной.

– На учебном месте мы отрабатываем команду флажками. Иногда из-за шума тяжело передать что-то голосом, к тому же средства связи не всегда работают. Сигналы регулировщика эффективнее в этом случае. Используем всего 16 команд, которые легко запомнить: «внимание», «к машинам», «по местам», «глуши двигатель», «увеличить и уменьшить дистанцию» и др., – рассказал заместитель командира роты по идеологической работе Антон Голуб.

…Инструктаж пройден. Ребятам осталось только сесть и поехать. Вместе с солдатами в кабине автомобиля находятся инструктора из центра техобеспечения – подготовленные военнослужащие, которые уже прошли обучение и закреплены за техникой.

Опробовать армейский вездеход БАЗ-5937 уже готов военнослужащий 1 роты 59 школы Леша Яроцкий. Первое вождение для молодого человека – событие волнительное, ведь ему предстоит управлять техникой, которую до призыва в армию видел только на фотографиях, – БАЗ-5937. Но все же имеется у него преимущество, которое точно должно помочь преодолеть беспокойство.

– У меня есть водительские права. Опыт вождения уже больше пяти лет. До того, как призвали на службу, работал на грузовом автомобиле, поэтому большая техника для меня не в новинку. А еще по образованию я инженер-механик. Мне легко давалось в техникуме и универе изучение техники, шасси автомобиля. Надеюсь, что небольшое волнение не приведет к проблемам во время движения. Постараюсь все делать обдуманно, к тому же теорию знаю. Уверен, что первое вождение пройдет хорошо, – поделился Леша.

Тяжелее всего парням, у которых нет навыков вождения. До недавнего времени некоторые даже не знали, что такое сцепление, газ, тормоз, а теперь им предстоит управлять МТ-ЛБ. К слову, перед занятием парни прошли подготовку на специальном тренажере. Боевой виртуал дал им начальные навыки. Преподаватель цикла вождения и технической подготовки Роман Свирский рассказал, что курсантам, у которых нет водительских прав, нужно в этот день усвоить только первичные навыки управления машиной. Дальше – больше.

…Звучит команда «По машинам!», автомобилисты мчатся к своей технике и колонна трогается. Слышен только грохот мощных двигателей. И, пусть едут еще совсем неуверенно, на первых передачах, но ответственно выполняют поставленные задачи. Постепенно вереница пропадает из поля зрения. Молодые водители проезжают около 4-5 км. Примерно через 20 минут этакий «тест-драйв» пройден.

На танкодроме в этот день тоже многолюдно. Встречаем военнослужащего 4 роты 59 школы Влада Валько, который уже «откатал». Улыбка до ушей, эмоции переполняют.

– А я даже не волновался. За рулем уже 6 лет, опыт вождения немаленький. Да и привык я к большой технике, по образованию механизатор. Ожидания оправдались. Пригодились все теоретические знания, которые дали преподаватели. Понравилось управлять БРДМ-2. Техника исправная, идет хорошо, с нетерпением жду следующее занятие, – поделился Влад.

Старший преподаватель цикла специальной подготовки Сергей Чайка рассказал, что на основном учебном месте в этот день молодых водителей обучают основам вождения. Маршрут 2,8 км, оборудован указателями «стоп» и «поворот». Автомобилисты должны овладеть навыками трогания с места, остановки, возобновления движения и переключения передач. Еще одно учебное место – тактическая медицина. Гвардейцы получают навыки налаживания жгута и эвакуации раненого. Также им предстоит сдать нормативы по технической подготовке №10 – установка ТВНЕ-4Б (прибора наблюдения за местностью ночью), вождение и остановка в обозначенном месте и движение задним ходом.

Как отметил руководитель вождения Максим Кохович, первое вождение – волнительный момент для каждого солдата. Изначально им немного боязно, но далее, после усердных тренировок, все больше шансов отлично выполнить поставленные задачи. А так как у автомобилистов есть категория «С», им проще: садятся в машину и вспоминают основы вождения. Единственное «но» – габариты техники. В принципе, к этому быстро привыкают.

 Ирина МАЛИНОВСКАЯ, фото автора

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
1