«TECHNOLOGIES PLUS» и «Энергия цвета» — так называются проекты известной четы белорусских художников Веренич, которые представлены любителям искусства сразу в двух галереях — «З’ява» и «АRTквартал». На них демонстрируются концептуальные работы   представителей Витебской школы живописи.  Графическая монохромность Андрея и буйство красок Марины сошлись, как лед и пламень.  И эта взрывная смесь открывает перед зрителями простор для созерцания и познания мира современного абстрактного искусства.

Первыми зрителей встречают в галерее «АRTквартал» яркие разноцветные работы Марины Веренич. Они, как признаются посетители выставки, сужают пространство и одновременно создают иллюзию тепла и уюта. Энергичные бушующие всплески красок лишь намекают вдумчивому зрителю на нечто. И каждый постигает его по-своему. Понять абстрактное искусство не всем дано, но оно, безусловно, оставляет неизгладимые впечатления.

Марина Веренич — уроженка Борисова, сейчас преподает на архитектурном факультете БНТУ. «Энергия цвета» — проект, состоящий из серии работ, которые развивают концепцию новой абстрактности. В ней доминируют мощные движущиеся цветовые потоки, создающие новое качество проявления энергии цвета.

— Это проект технологической живописи без участия кистей и красок, — пояснила художница. — Чистое искусство — не бытовое, не интерьерное. Основа данного стиля — супрематизм (дань Витебской школе, Малевичу, авангарду). Но не прямое воспроизведение, а переплетенное с моим собственным пластическим языком. Когда на отдельных фрагментах видим супрематизм, а если все вместе — нет: многослойность, цвет, новые сочетания, ритм. Я бы сказала, это полуабстрактный импрессионизм, замешанный на абстрактном авангарде. Сюжет здесь не заложен, но каждый зритель в работах видит свое: кто-то — музыку, другой — танец и т.д.

Крупноформатные листы выполнены за два последних года с использованием пленки ПВХ, которая применяется в создании рекламных баннеров. Борисовский зритель первым знакомится с новыми работами землячки.

— Борисов в моем сердце, — замечает Марина Веренич. — Я двадцать лет прожила здесь, потом переехала в связи с замужеством. В городе остались мои родственники, поэтому с ним я никогда не прощалась.

Концептуальные работы члена Международной федерации художников UNESCO, художника-авангардиста Марины Веренич находятся в Национальном центре современного искусства, частных коллекциях.

Андрей Веренич преподавал в свое время на художественно-графическом факультете ВГУ им. П. М. Машерова, который заканчивала Марина. Он привил своей студентке, которая через десять лет стала супругой, любовь к абстрактному искусству.

— В разные годы Марина делала проекты в Европе, Америке, — заметил Андрей Степанович. — У нее были предметные поиски в контексте философии FORMы. Мы занимаемся чистым искусством, т.е. здесь нет сюжета и названия, потому что заложенная в работах форма универсальна, не предполагает их. В этом проекте я вижу Марину Петровну и как личность, и как индивидуальность.

От черно-белых работ Андрея Веренича, выставленных в галерее «З’ява», отдает сдержанностью и некой холодностью. Они визуально расширяют пространство, недаром еще в девяностых годах творения художника называли холодной эстетикой.

В разные периоды он изучал смысл и природу искусства, а затем отображал свое видение в работах. Неслучайно в творчестве художника в графических монохромных полях присутствует интеллектуальное начало. Автора интересует технологизация художественного процесса как в момент создания art, так и его мотивации. Проект представляет собой результат симбиоза современных цифровых технологий и абстрактного искусства в его техномедитативном проявлении (медитации на искусственную среду).

— Черно-белая гамма неслучайна, — уточнил Андрей Степанович. — Когда есть цвет, это прекрасно, до определенного момента. Возьмем, к примеру, Малевича, все знают его «Черный квадрат», но до него он тоже писал разными красками. Мои черно-белые работы — это технологическая медитация.

В память о выставке в Борисове Андрей Веренич подарил библиотеке альбом с фотографиями своего международного витебского проекта «In-formation», который проходил в 1995 году.

— Для меня принимать такие проекты не только большая честь, но и своеобразный вызов, — поделилась заведующая отделом галерейно-выставочной деятельности Татьяна Кириллова. — Потому что такое искусство — авангардное, сложное, для кого-то даже радикальное — вызывает необычайный интерес. Марина и Андрей Вереничи — художники, которые давно состоялись, но каждый год привносят в современное белорусское искусство новые грани, интересные и необычные.

С творчеством нашей землячки и ее супруга можно познакомиться до 15 января включительно.

Инга РОМАНОВСКАЯ, фото автора

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
8