Расстояние от Борисова до деревни Бытча, расположенной на территории современного Пригородного сельсовета, — около 15 километров. Едем мимо Старо-Борисова и Малого Стахова по трассе Р63. Сюда можно добраться автобусами, которые отправляются с борисовского автовокзала.

Песчинки времени

По основной версии название Бытча получила от речки Бытчанки, на берегу которой расположена. Но поговаривают, что до этого поселение называлось Стоянка.

В рукописных источниках деревня упоминается с 16 века: в 1582 г. Бытча входила в состав Борисовской волости Оршанского уезда Великого княжества Литовского и являлась собственностью казны. Сохранились документы, в которых указывается, что спустя 100 лет здесь было 48 хозяйств, действовала Троицкая церковь, работала мельница.

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году деревня отошла в состав Российской империи и являлась частью Староборисовского имения, которым владели Огиньские, затем Радзивиллы, а потом — великие князья Романовы.

В то время, помимо более полусотни домов, в Бытче были волостные усадьба и школа, хлебозапасный магазин (склад), часовня, трактир и все та же церковь. А в 1905-м в местной школе преподавал известный белорусский писатель Янка Мавр.

Но все же не только в связи с этими звучными фамилиями деревня вызывает устойчивый интерес у историков, краеведов и туристов. 1812 год, Березина, Наполеон Бонапарт — вот тема, которая остается до сих пор до конца не изученной и вызывает все новые версии происходившего на территории современного Борисовского района.

«Лицом смугл, нос с горбинкой, бледен, одет по-нашему. И, как простой солдат, шел пешком»

Почти 210 лет тому назад неподалеку от Бытчи проходила печально известная переправа французской армии через Березину во время отступления из России. Наполеоновские саперы разобрали тогда избы этой и соседней деревни Студенка — им нужны были бревна для строительства двух мостов через реку. А вокруг развернулись боевые действия. Деревня Бытча была практически уничтожена.

В беседе со мной, а затем и в своей книге «Легенды Борисовщины: мифы и реальность» борисовский краевед, историк, уроженец Бытчи и мой большой друг Владимир Кищенко неоднократно упоминал эту деревню именно в связи с событиями войны 1812 года.

Например, вот каким запомнился Наполеон I бабушке Кристины Короленок (приблизительно 1870 г.р.): «Император Франции показался женщине на удивление простым и обыденным. Она стояла у дороги и увидела проходившего через деревню Бонапарта со свитой. Наполеон, по ее утверждению, был похож на местечкового еврея. Лицом смугл, нос с горбинкой, бледен, одет по-нашему — в шубу на сукне и меховую шапку. И, как простой солдат, шел пешком, опираясь на палку. Вслед за ним вели его лошадь. А шедшие рядом военные, наоборот, были одеты гораздо богаче и интереснее императора, у них на шляпах покачивались цветные перья, а одежды были расшиты золотом».

Описание соответствует письменным свидетельствам лиц, приближенных к Наполеону Бонапарту. Например, сержант французской императорской гвардии Андриен Жан-Батист Бургонь в своих мемуарах вспоминает: «Затем шел император, тоже пеший, с палкой в руке. Он был закутан в длинный плащ, подбитый мехом, а на голове у него была шапка малинового бархата, отороченная черно-бурой лисицей».

Бытчанские легенды-1812

Потомки тех бытчанцев, на чью долю выпало стать очевидцами войны 1812 года, могут и сейчас рассказать много чего интересного. Несколько лет назад бабушка Владимира Кищенко Прузына Короленок поведала ему еще одну довольно-таки зловещую легенду.

…К женщине в хату недалеко от дороги на Студенку зашли французы и попросили ее продать им малолетнюю дочь… для употребления в пищу(!), предлагая ей большой кошелек серебряных монет. Она для вида согласилась, но позже, подперев дверь хаты снаружи, убежала, спасая дочь. Через несколько дней женщина нашла свой дом сгоревшим. На пепелище увидела обгорелые кости тех, кто просил продать девочку, но серебра не было. И еще до недавнего времени по деревне ходили слухи о потерянных на этом месте монетах.

Отдельно в народной исторической памяти как интересный факт сохранились воспоминания об участии в событиях войны 1812 года женщин и детей. Опять же от уроженки деревни Бытча Авдотьи Ярош (приблизительно 1905 г.р.) Владимир услышал рассказ о том, что крестьяне ночью пустили в дом обмороженных и еле живых французских солдат. А после, сняв одежду с несчастных (с целью найти что-нибудь ценное для компенсации своих убытков, понесенных от мародеров «Великой» армии), с удивлением обнаружили, что в солдатские лохмотья кутались женщины, сопровождавшие французские обозы.

Свято место пусто не бывает — вот уж точное выражение для особенной достопримечательности Бытчи!

Если все рассказанное раньше можно лишь представлять, глядя на деревенские пейзажи и побродив по улицам Бытчи, то к одному интересному месту мы с вами пойдем в реальности. Это очень красивый храм Святой Троицы.

То величественное каменное здание, которое мы видим в этой деревне сегодня, было построено во второй половине 19 века.

— Но вообще Троицкая церковь существовала здесь, вполне вероятно, уже в 16 веке: Бытча упоминалась в летописных источниках как село, а это значит, что в нём обязательно должна была быть церковь, — рассказывает настоятель храма Святой Живоначальной Троицы священник Василий Рубцов. Он служит здесь с 2018 года и путешественникам, заглянувшим в церковь, рад. Интересуется историей, причем не только храма, но и самой деревни. Изучил очень много документальных источников. Поэтому общение с ним — это настоящий экскурс в прошлое.

Была церковь, конечно же, деревянной, несколько раз горела, а во время войны 1812 года была вовсе разрушена. Но местный народ раз за разом свой храм восстанавливал.

Так было и в 1812. Кстати, по этому поводу еще одна история от Владимира Кищенко.

…В конце 70-х годов прошлого века печник с хутора деревни Бытча Василь Вута (приблизительно 1910 г.р.) во время работы в доме бабушки Владимира рассказал о случае, произошедшем поздней осенью 1812 года: «Зайдя в крестьянскую хату деревни Малое Стахово, наполеоновский солдат, говоривший на нашей мове (на белорусском языке. — Прим. автора), скорее всего поляк, попросил продать ему еды. Хозяйка дома смогла дать жолнеру только листья квашеной капусты. Солдат взял капусту и, сказав, что тоже заплатит листьями, дал женщине тонкие серебряные пластинки-листики, обрезки оклада-ризы православной иконы». Их позже крестьяне передали на восстановление разрушенной бытчанской Троицкой церкви…

Отстроенный после наполеоновского нашествия каменный храм прослужил недолго: вследствие недоброкачественности строительного материала и отсутствия надлежащих скреп в стенах во всем здании образовались значительные трещины, отчего зданию грозило разрушение. На капитальный ремонт средств не было, и епархиальное начальство в 1883 г. эту церковь закрыло «по ветхости».

Отец Василий рассказывает, что в те времена местный священник построил за свои деньги справа от разрушавшегося здания маленькую церквушку в честь св. Николая, в которой продолжал свое служение. Там же после смерти его и похоронили. Но церковка давно исчезла с лица земли.

Строительство очередного храма из камня завершилось в 90-х годах 19 века. В клировых ведомостях сохранилось описание новой церкви: «Зданием каменная с деревянным куполом, таковою же колокольнею в одной связи с церковью, крыта железом, прочная».

А дальше, при советской власти, храм постигла та же участь, что и другие церкви: из них, как известно из истории, изымали самые ценные предметы, закрывали, здания отдавали под склады или спортзалы…

«Когда в 1992-м в Бытчанский приход был назначен священник Михаил Давыдов, церковь встретила его без единого купола и креста, окнами без стекол, отвалившейся штукатуркой и исписанными стенами.

Медленно, очень медленно шло восстановление храма. Иногда казалось, что не суждено ему больше распахнуть двери перед прихожанами. Но тут произошло удивительное событие: у алтарной части церкви отец Михаил обнаружил поваленный каменный памятник своему однофамильцу, дворянину Федору Давыдову. Это было словно добрым знаком свыше.

И вскоре действительно нашлись люди, которые взялись помочь с восстановлением храма… Значительную помощь местным жителям в подготовке церкви к богослужению оказали работники МЧС, сотрудники филиала ИППК университета гражданской защиты МЧС Беларуси», — рассказывается на сайте храма.

— Наша церковь — место намоленное, место духовной силы, — говорит о. Василий. — И это несмотря на то, что долгий период времени она была закрыта, начиная с 1962 года. Первое освящение после этого провел протоиерей Иоанн Мисеюк только в 2004 году. А спустя 4 года состоялось большое, полное освящение храма Митрополитом Филаретом, первым Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Церковь вернули народу…

P.S. Наше путешествие на сим не заканчивается, и мы отправимся еще в одну деревню неподалеку. И там есть нечто интересное. Так что — продолжение следует…

Светлана ЧЕКАЛОВА, фото автора и из открытых интернет-источников

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
401