Корреспондент «А» побывала на необычной выставке в Борисовской центральной районной библиотеке им. И.Х. Колодеева и получила интересную информацию. Рассказываем.

Выставка раритетных фотоаппаратов открылась в мемориально-выставочной экспозиции И.Х. Колодеева и истории войны 1812 года. В нескольких разделах представлена аппаратура, выпущенная в 20-м веке, аксессуары к ней, а также книги-фотоальбомы и альбомы с фотографиями из фонда краеведческого центра библиотеки.

Сделаны эти снимки были в прошлом веке на улицах Борисова, во время проведения различных мероприятий города и библиотеки, в частности, на встречах с известными писателями. А потому полистать слегка пожелтевшие страницы — это удовольствие увидеть, каким раньше был наш Борисов.

Фотоаппараты (их в экспозиции более тридцати) принадлежат нескольким владельцам: сотрудникам библиотеки Павлу Олейнику (на фото) и Елене Брицкой, борисовчанам Льву Машкетову и Михаилу Слепухо.

Что ни экземпляр — то своя уникальная история. Вот, например, один из старейших экспонатов — 20-х годов прошлого века. Интересно, кто попадал в его объектив? Были это простые горожане, или чиновники, или пламенные революционеры?

Кстати, а знали ли вы, что название фотоаппарата «ФЭД» — ни что иное как аббревиатура ФИО «Феликс Эдмундович Дзержинский»?

Об этом и многом другом интересном я узнала у моего проводника в прошлое Павла Олейника.

— Есть в моей коллекции дальнозоркие фотоаппараты — их производили в разных республиках СССР. Один из лучших — «Киев», — рассказывает Павел. — До сих пор любители снимать на пленку ищут фотоаппараты марки «Зоркий 4к» — удобный, с большим количеством выдержек; в нем есть даже подстройка под зрение.

А вот обычные шкальные фотоаппараты: известная российская «Смена», а также два — белорусского производства. Первый — «Весна», он позиционировался как фотоаппарат для молодежи, выпускался в разных расцветках и интересно оформлялся.

Второй фотоаппарат, «Чайка», получил свое название от позывного женщины-космонавта Валентины Терешковой. Его особенность — отвинчивающийся объектив. Судя по всему, разработчики хотели сделать их целую линейку, но что-то не срослось.

Кстати, эта техника была чрезвычайно популярна у книголюбов: в то время не было ксероксов, а потому заинтересовавшие их страницы книг или журналов люди фотографировали на «Чайку», навинтив на него специальные кольца. И еще он был более экономичным: в нем картинка шла не на весь кадр, а на половину.

Вот эту кроху «Киев-Вега» в советские времена в шутку называли «шпионской техникой»: исподтишка щелк-щелк — готово! А вообще его обожали путешественники: несмотря на невысокую надежность, он легкий. Занятный факт: засветился он во многих фильмах, в т.ч. и в «Приключениях Электроника».

Очень необычно выглядит фотоаппарат «Любитель 166». В нем два объектива (один над другим). Один служит для фотографирования, а второй — для того, чтобы выбирать объект для съемки, работает по принципу перископа.

Павел Олейник — фотограф с большим стажем. Несмотря на большие возможности современных цифровых фотоаппаратов и относительную простоту в работе с ними, с особым трепетом относится к пленочной технике. Поясняет: у пленки есть много плюсов. Например, очень высокое разрешение. Но также это и необходимость работать над построением каждого кадра: как снял, так и вышло, лишнее не обрежешь, объект не передвинешь. Так что, по его мнению, именно на них и лучше всего оттачивать профессионализм.

А еще на старых фотоаппаратах стоит уникальная оптика, которая придает фотографиям особый колорит. Получается, что у каждого объектива есть свой почерк! Лично меня немало удивил факт, что некоторые больше подходят для портретной съемки мужчин, а другие прекрасно «работают» с женскими образами.

Будете в библиотеке или просто проходить мимо — загляните на 4-й этаж. Выставка стоит того, чтобы ее посмотреть!

Светлана ЧЕКАЛОВА, фото автора

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry