Учителем, как и художником, нужно родиться. Александру Фомиченко можно с полным правом назвать Учителем. Ее уроки были своеобразными путешествиями по царству цифр и чисел, она учила ребят логически мыслить и рассуждать, доказывать теоремы и решать задачи. Любовь к детям, педагогическое мастерство, добросовестное отношение к работе позволили снискать заслуженное уважение коллег, воспитанников и их родителей. Александра Фомиченко внесла достойный вклад в развитие системы образования района, посвятив свою жизнь важному и благородному делу – педагогическому труду.

О семье

Александра Михайловна выросла в семье педагогов. Ее отец был учителем физики. Детство Михаила Владимировича пришлось на годы Великой Отечественной. Ближайшая школа в соседней деревне Краснолуки была закрыта. Ее он оканчивал уже позже, так как очень хотел учиться. Аттестат получил в 21 год и сразу стал работать учителем начальных классов. Потом поступил на заочное отделение в Минский пединститут на физмат, отучился три курса и … заново поступил, уже на филфак.

На первый взгляд, это покажется необычным: из физика в филологи, но Михаил Владимирович действительно был незаурядным человеком. В школе он преподавал физику, труды, черчение и военную подготовку, хорошо разбирался в технике, точных науках. А в свободное время писал стихи, играл на различных музыкальных инструментах, рисовал, вырезал по дереву и даже работал комбайнером на летних каникулах.

– Трудовой стаж отца – 37 лет. Большую часть времени он работал в Моисеевщинской школе. Его уважали и любили, хотя он был достаточно строгим учителем. Мама, Мария Нестеровна Жукова, окончила Оршанский учительский институт и вела математику, – рассказывает героиня публикации. – Мы с сестрой тоже связали свою жизнь с педагогикой. С детства играли в школу. Тамара, как и мама, выбрала матфак. Она училась в Минском педагогическом институте имени Максима Горького. А я поступила на физический в этот же вуз. Физиков в то время катастрофически не хватало, и мне захотелось освоить эту науку.

Сестра Тамара после окончания института по распределению попала в Воложинский район, где в деревенской школе преподавала математику, а когда переехала в Ивенец, стала учителем начальных классов, получив второе образование. Александра же вернулась на Борисовщину, в Копачевскую восьмилетку.

Из физики – в математику

– Физику я, конечно, преподавала, но кроме нее меня нагрузили и другими предметами. Только иностранный не дали, – вспоминает с улыбкой Александра Михайловна.

Через три года молодому педагогу предложили возглавить Селецкую школу. Она была против, не чувствовала себя руководителем, хотела просто учить детей. Но друзья и коллеги посоветовали попробовать. Продержалась два года и ушла. Не ее это было. Потом 13 лет вела физику в Трояновской школе. А с 2001 по 2012 была учителем математики в Моисеевщине. Итого – почти 30 лет в школе.

– Математику я полюбила, только когда стала ее преподавать. Тогда и выучила. Надо же было доступно объяснять ученикам. А сама в школе не очень любила этот предмет, – признается женщина. – Он сложный. Не всем подвластный. Но интересный. Главное – выучить теорию. И тогда можно любую задачку решить. А вот физику я любила еще с вуза, нравилось проводить опыты, мне казалось, что этим предметом заинтересовать детей проще.

«Я в Суворовское поступил»

До сих пор Александра Фомиченко решает задачи. Тренирует мозг. Иногда помогает детям с домашним заданием, абитуриентам с тестами. В ее жизни было много талантливых ребят. Учителями математики и физики никто не стал, но вот полученные знания пригодились многим. Причем всех своих учеников она помнит по фамилиям и сегодня.

– У мамы тоже были достойные ученики – взять хотя бы бывшего заместителя министра обороны Сергея Потапенко. В конце августа он заезжал в деревню и заходил пообщаться. Он не знал, что мама умерла. А она всю жизнь вспоминала, как Сергей, встретив ее, кричал на всю улицу: «Мария Нестеровна, я в Суворовское поступил». Приятно слышать хорошие слова и про отца, и про маму.

– А они у вас преподавали? – интересуюсь.

Отдать частичку души

– Папа вел физику в 9-10 классах и эти два года был классным руководителем. Возможно, это и сыграло роль в выборе мной профессии. А мама была только на замене. Урок, когда мама рассказывала, как пользоваться транспортиром, я запомнила на всю жизнь. Никто не знал, для чего он. А она так интересно объяснила. А папа преподнес мне урок на всю жизнь, когда я однажды пришла и стала жаловаться, что ребята не слушаются. Это было в самом начале моей карьеры. Он тогда сказал: «Ты должна поставить себя на их место. Но только ты знаешь больше,поэтому надо объяснять так, чтобы им было понятно и доступно». Со временем я пришла к тому, что с детьми нужно быть строгой. Но при этом ученики должны чувствовать, что ты не злой, что ты любишь их. Не просто приходишь дать урок, а делишься частичкой своей души. Меня и сегодня благодарят, звонят, навещают мои бывшие ученики, наверное, все же и я частичку своей души кому-то отдала.

Скучать некогда

На Тамаре и Александре Фомиченко династия педагогов не закончилась. Третье поколение представляет Мария Дубовик – племянница героини. Она закончила филфак, магистратуру, аспирантуру. Выучила язык жестов и преподает русский и белорусский язык у детей с нарушением слуха. Кроме того, учителями работали сестры отца и матери Александры Фомиченко, двоюродная сестра.

– Так сложилась судьба, что родных детей у меня нет. Поэтому всю свою любовь я отдаю четверым племянникам и их детям. Сын сестры Аркадий – спортсмен-паралимпиец. 9 лет назад он попал в аварию, после чего отняли ногу и поставили протез. Он нашел в себе силы заняться профессиональным спортом. И даже стал серебряным призером чемпионата мира по лыжам, – с гордостью говорит Александра Михайловна. – Навещаю их, созваниваемся. Скучать некогда. На мне дом, хозяйство, огород. С удовольствием выращиваю помидоры, потом делаю заготовки на зиму и делюсь ими с родными.

Блиц-опрос

Какими качествами должен обладать учитель? Грамотность, порядочность и душевность. Нужно относиться к чужим детям как к своим родным. Невзирая на то, знает он твой предмет или нет. Учитывать то, что не всем дано понимать математику.

Как выучить математику и физику? Решать задачи с удовольствием и горящими глазами можно только тогда, когда знаешь теорию, умеешь применять ее на практике, понимаешь, как это делать.

Алгебра или геометрия? Геометрия. Это как игра в прятки. Зная теоремы и аксиомы, ты видишь, что и где спрятано.

Анна МЕРКУШЕВИЧ, фото автора

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
8