В третье воскресенье сентября работники леса отмечают профессиональный праздник. Отпразднуют его и в семье борисовчан Ковалевых-Максименко. Несмотря на то, что все они имели разные профессии, – объединяло их одно предприятие: знаменитая на всю республику борисовская «спичка» – ОАО «Борисовдрев», одно из старейших предприятий района.  Только представьте: четыре поколения Ковалевых трудились в сфере деревообработки. Лаборант, газосварщик, начальник хозчасти, работник котельной и даже капитан…

Если собрать воедино трудовой стаж всех представителей династии Ковалевых в сфере деревообработки, он составит более 250 лет

От пильни до завода

Валерий Ковалев к встрече с корреспондентами районки подготовился основательно. Достал фотоальбомы, вырезки из газет. Вспомнить и рассказать есть что. Как-никак более 40 лет посвятил родному предприятию.

– Я не родоначальник нашей династии, – делает ремарку Валерий Ефимович и продолжает: – На «спичке» работали мои родители, бабушка, сестра с мужем, супруга, сын. Пусть фамилии были разными, но корни у нас одни. Мой отец Ефим Григорьевич Ковалев работал мотористом на катере, который остался еще от немцев. На нем они охраняли железнодорожный мост. Папа был офицером, участником войны, победу встретил в Румынии. Оттуда его направили в Борисов в полк связи, который позже расформировали. В Борисове он познакомился с моей мамой – Ниной Александровной. Она еще до войны работала на заводе имени Кирова, так он тогда назывался. Там же трудилась и моя бабушка Мария, причем, лет с 14-ти, наверное. В то время это было, пожалуй, основное производство в городе. Жила семья по улице Орджоникидзе, тут недалеко. Если покопаться еще глубже в родословной, то и дед мой был связан с деревообработкой. До революции он держал пильню в Бобре, зажиточным был.

«Капитан Ковалев готов к плаванию»

Вместе с Валерием Ефимовичем рассматриваем фотографии. На них различные теплоходы, катера, лодки… А вот вырезка из газеты под заголовком «Капитан Ковалев готов к плаванию». Дело в том, что почти 40 лет Валерий Ковалев был рулевым заводского теплохода. Ведь именно по реке в то время сплавляли лес. И именно речные баржи были основными грузоперевозчиками древесины.

– А ведь мог жить в столице! До армии я работал в Минском монтажном управлении газорезчиком. И мне нравилось. Но когда вернулся после службы, отец сказал: «Хватит по трубам и шахтам лазить, завод приобрел второй катер, ищет еще одного матроса», – вспоминает собеседник. – В сердце что-то екнуло, природу я любил, по натуре был романтиком и решил последовать примеру отца.

Тогда, с января 1970 года и началась его трудовая история на «Борисовдреве». Валерий Ковалев прошел курсы матроса-моториста, получил удостоверение и стал управлять катером. Когда отец постарел, заменил его. Со временем постепенно дорос до капитана-механика.

«Березка», «Быстрый», «Березина»…

В фотоальбоме Валерий Ефимович бережно хранит снимки всех своих «лошадок». Вот теплоход «Березка», на котором стоял танковый двигатель в 150 лошадиных сил. Судно ходило со скоростью 10-12 километров в час.

А вот катер «Быстрый». С 12-метровым двигателем в 200 лошадиных сил. Порожняком он «летал», как моторная лодка. Скорость в стоячей воде достигала 35 км/ч.

А это теплоход «Березина». На нем капитан Ковалев плавал уже после выхода на пенсию, когда работал в Бобруйске.

За годы работы Валерий Ефимович поменял три катера и три теплохода. Про каждое судно готов рассказывать без остановки. Как собственно и про коллег. Он до сих пор помнит имена и фамилии всех своих товарищей. С некоторыми до сих пор встречается, перезванивается, а того, кого уже нет в живых, поминает добрым словом.

– Много хороших людей встретил за свою жизнь. Умели в наше время совмещать и работу, и дружбу. С матросами Пашей Юдановым и Сашей Палоником мы почти породнились. Общались семьями. Хорошим приятелем для меня остался и начальник лесосклада Василий Горбачев. Работал я и с Леонидом Семеновичем Кравцовым, который позже стал министром лесной промышленности БССР. Хорошо знаком с Брониславом Говоровским, до 2011 года возглавлявшим управление морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций. По сей день встречаемся, хотя уже оба на пенсии. Со всеми «водниками» поддерживаем связь. Мы очень дружные. И во все времена готовы были отдать последнюю рубашку друг другу.

Романтика кочевой жизни

До 1975 года лес на завод доставляли с озера Палик. На берегу стояла одноименная деревня, там же было общежитие, магазин, пекарня, столовая. Много людей жило. Когда озеро вошло в состав Березинского биосферного заповедника, лес оттуда вывозить запретили. Деревня постепенно опустела, осталась лишь пара жилых домов.

– Если с Палика буксировали лес плотами, то уже с Черневки и Светлицы (Березинский район) – баржами, целыми караванами. Расстояние приходилось преодолевать немалое – более 40 и 100 км соответственно, – рассказывает собеседник. – Бывало караваны были длинной от шоссейного до железнодорожного моста. За раз переплавляли по 1200 кубов леса. Порожняком шли часов 12, гружеными – более суток. Высота леса иногда достигала 12-15 метров. Шли против течения, но иногда и ветер мешал. Представляете, какая парусность? Какое сопротивление?

Кстати, треть леса на завод в то время уже стали доставлять железнодорожным транспортом. А вот автомобильные перевозки оставались дорогим удовольствием. По подсчетам Валерия Ковалева, в то время на доставку баржей из Светлицы 300 кубов леса затрачивалось 700 литров «солярки», на заправку машины уходило 60, но и загрузить в нее могли максимум 10-12 кубов. Посчитайте, сколько машине нужно рейсов сделать, чтобы перевезти такой же груз?

Именно поэтому матросы работали без выходных и праздников, практически до заморозков. Круглые сутки, в любую погоду. Главное было не забывать следить за запасом топлива. Особенно в выходные. Поэтому на берегу стояла емкость с 10 тоннами «солярки».

– Я приезжал, сам открывал ее, заправлялся и ехал дальше. Доверие было. Заработал! – с гордостью говорит собеседник. – А бывало срывался с дома, когда нужно было. Не говорили в наше время: «У меня выходной, или рабочий день закончился». Надо – значит, надо.

К примеру, бобруйские теплоходы привозили лес, но из-за массивности не проходили под нашим мостом. Баржу нужно было срочно перебуксировать. За мной прибегут домой, я через забор перепрыгнул и уже на работе. Завелся и поехал.

К судьбе «спички» не безразличен

В памяти Валерия Ковалева много интересных случаев, собрав которые можно и книгу написать. Вспоминает он и как катер чуть под воду не ушел из-за открытого люка, и как «спасали» судно всем миром, вычерпывая из кормы ведрами воду, как познакомился с супругой Риммой, которая отвечала за погрузку опилок на баржу. И как пришла перестройка, а завод несмотря ни на что, продолжал работать. И как на смену изношенной технике пришла новая, более мощная. И как друзья-водники позвали его управлять «Березиной», когда заводской катер продали из-за ненадобности.

А еще Валерий Ефимович до сих пор интересуется судьбой родной «спички». Шутит, что сегодня уже забор не перепрыгнешь, он высотой метра в 4, но, когда несколько лет назад его пригласили посмотреть на изменения после модернизации, слезы накатились на глаза. Такая гордость взяла!

– Я до сих пор прислушиваюсь, как за стенкой лес пилят, как лущат. Интересуюсь судьбой завода у сына.

На высоте

Четвертое поколение Ковалевых на «Борисовдреве» представляет Андрей Валерьевич. Его трудовой стаж на предприятии – 27 лет. Начинал работать сварщиком, а позже стал слесарем-ремонтником по грузоподъемным механизмам.

Неспешный, рассудительный, уравновешенный. Видно, что к каждому вопросу он подходит ответственно и обстоятельно. С большим уважением и гордостью он рассказывает и о своих родственниках, которые отдавали себя без остатка любимому делу.

– У отца профессия более романтичная. В детстве он часто брал меня с собой в командировки. Мне нравились и прогулки по воде, и сбор грибов-ягод, и пикник на природе. Но когда стал вопрос, кем стать, отец посоветовал пойти учиться на сварщика. Дело в том, что я с малых лет мог часами сидеть и что-то мастерить, сначала понарошку, потом по-настоящему. Помню, как меня усаживали на диван, давали чемоданчик с отвертками, шурупами, болтами, и меня было не оторвать от всего этого, – вступает в разговор Андрей Ковалев. – Романтика в моей нынешней работе тоже присутствует, есть возможность полюбоваться красивейшими видами. Правда, с высоты. Я обслуживаю грузоподъемные краны. Работу свою люблю, и предприятие тоже. На моих глазах оно стало таким, какое есть. И, поверьте, это колоссальная разница.

Слово – руководителю

 Андрей Геннадьевич Щемелев:

– В прошлом году ОАО «Борисовдрев» отметило 120-летие. 2021 год мы закончили с положительной динамикой и отличными показателями, несмотря на санкции и эпидемиологическую обстановку. Мы всегда работали на разные рынки: сотрудничали с Европой, Россией, Украиной. Ситуация на мировом рынке, сложившаяся в этом году, заставила нас вовремя переориентироваться, открыть для себя рынки Азии. На сегодняшний день мы остались единственными в стране производителями спичечной продукции и основная наша задача обеспечивать местный рынок. С ней мы справляемся. К тому же, около 30% от общего объема спичечной продукции поставляем в Российскую Федерацию. Продукция рентабельна и дает нам возможность быть «на плаву», держать достойный уровень заработной платы, увеличивать количество рабочих мест, социально поддерживать наших работников. Коллектив богат на трудовые династии, опытных профессионалов и молодых работников. А это говорит о том, что у ОАО «Борисовдрев» есть будущее.

В канун профессионального праздника выражаю искреннюю благодарность всем ветеранам и сотрудникам предприятия. Спасибо вам за самоотверженный труд, за верность выбранной профессии. Желаю всем здоровья, благополучия и оптимизма. Всему коллективу ОАО «Борисовдрев» – новых свершений на благо Борисовщины.

Материал подготовили Анна МЕРКУШЕВИЧ и Татьяна САКОВИЧ, фото Юрия АБРОСЬКИНА, Ирины МАЛИНОВСКОЙ, из архива героев публикации.

УНП 600012256

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
15