Прежде чем попасть в животноводство, Тамара Колеченок попробовала себя в разных профессиях. Трудилась и на заводе, и на почте, и в столовой сельхозпредприятия. Это дало возможность убедиться, что именно работа с животными ей действительно по душе. О первых сложностях, которые теперь считает плевым делом, об опыте городской жизни и о большой семье сельских тружеников – из первых уст.
«Тяжелой работы не боюсь с детства»
Тамара родилась в Зачистье. Здесь же и постигала тяжкий труд сельчан: родители держали немаленькое хозяйство. Даже конь был, коровы, как заведено. И другая живность. Поэтому пугаться, услышав протяжное «мууу!» и увидев рогатое парнокопытное, девочке не приходилось.
Есть крылатое выражение, что все дороги ведут в Рим. В жизненной прозе Тамары – все тропинки шли на местную ферму. Там работали ее родители. Отец Владимир Евлантьевич Литвяков был животноводом, сторожем. Мама Мария Ильинична – телятницей. Маленькая девочка любила ходить с ней на ферму, хоть та и не разрешала. Кто бы мог подумать, что спустя время Тамара вырастет и придет сюда не из любопытства, а на работу. Она – животновод филиала «Зачистье Агро» УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Минскоблхлебопродукт».
– Теперь ферму не узнать. Все переделали, – рассказывает Т. Колеченок. – Всего пара построек осталась с тех времен. Там коровы сейчас стоят. Нельзя не заметить, как меняются условия содержания животных. К счастью, в лучшую сторону.
«С животными проще»
Тамара Колеченок так срослась с сельским хозяйством, что даже не помнит точно, сколько лет проработала в отрасли. Говорит, больше десяти точно. Первые три года трудилась по сезонам: летом помощницей повара – зимой уходила на ферму. А потом там и осталась. Говорит, что с животными ей проще, хотя тоже есть своя специфика.
Тамаре Владимировне вместе с ее напарницей доверен уход за малышами – телятами от 21 дня (40-60 кг) до полугода. На двоих 270-300 мычащих и неуклюжих голов. На глазах у животноводов они крепнут, прибавляют в весе. А потом, к полугоду, когда вес одной особи достигает 200 кг, их переводят в другой сарай. А женщины снова набирают маленьких. Самых приметных телят работники различают по мордам. В свою очередь, те узнают животноводов по голосам.
– Первое время самым сложным было таскать фляги с молоком. Одна – на 38-40 литров. Раньше грузили на телегу и перевозили их на лошади. Теперь возим на тачке. Сейчас эта работа для меня – семечки, – говорит животновод.
«Привес почти килограмм»
– Рабочий день у нас начинается в восемь утра, но, как правило, мы приходим на комплекс раньше. Поим телят молоком. Сначала тех, что поменьше. Вода у них есть постоянно, – объясняет Тамара Колеченок. – Потом идем получать на всех комбикорм трех сортов для разных возрастов. Раздаем сено. И, конечно, чистим в сараях, пока животные на выгуле.
Следят животноводы и за весом, и за состоянием телят. По словам Тамары Владимировны, больного теленка сразу видно: он опускает голову, не подходит пить, тяжело дышит. Самое распространенное заболевание – пневмония. Очень важно его оперативно выявить. Тогда вылечить легче.
Есть ли разница между зимней и летней работой? Зимой, признается Тамара, сложнее. К примеру, рулоны тяжелее раскрутить. А летом, особенно в уборочную, рулончики свеженькие, сухенькие, – легче.
– Ухаживать за телятами в начале их жизни непросто и ответственно. И здорово, что среднесуточный привес у нас почти килограмм. Хочется, чтобы они и дальше росли крепкими и здоровыми, – поделилась своим желанием животновод.
«Мы люди деревенские»
До замужества Тамара жила в Борисове. Работала на заводе «Автогидроусилитель», но мечтала обосноваться в сельской местности. Судьба свела ее с односельчанином. Вернулась в родное Зачистье.
Сын Сергей, отслужив в армии, тоже спустя короткое время перебрался за город. Обзавелся семьей, воспитывает маленькую дочку Алесю. Вместе с отцом Николаем Дмитриевичем он трудится на полях филиала «Зачистье Агро». Они ежегодно получают награды за успехи в трудовой деятельности. Вдали от городской суеты, в Лошнице, живет также и семья Тамариной дочери Екатерины.
– Где интереснее жить? – спрашиваю.
– Мы люди деревенские. Лучше, наверное, в деревне, – не задумываясь, отвечает Тамара Владимировна.
Татьяна САКОВИЧ, фото автора