Времена, когда бизнес был прерогативой исключительно серьезных мужчин в строгих деловых костюмах, прошли. Сегодня все больше молодежи создает успешные компании, тем самым доказывая, что мечту можно начать осуществлять, не дожидаясь среднего возраста. Андрей Ропалло и Дарья Бондарева – именно такой пример. Молодые люди не побоялись рискнуть и создали свою кофейню, которая стала местом притяжения многих борисовчан. О своем опыте ребята рассказали «А».

– Почему вы выбрали именно гастрономическое направление?

А.: – Для начала следует сказать, что мы с Дашей сами познакомились в кофейне несколько лет назад. Благодаря нашим общим друзьям оказались в одной компании, играли в настольные игры и вот так доигрались (улыбаются. – Прим. авт.).
Как-то поехали в гости к моим родителям – они живут в маленьком городе Гродненской области. Гуляли, и захотелось выпить кофе, но мы не смогли найти подходящего места. Тогда и промельк­нула мысль: было бы здорово открыть здесь кофейню, а приезжая к родителям, пить вкусный горячий напиток. Вернулись в Борисов, забыли про эту идею, но Вселенная отозвалась сама: случайно увидели объявление в интернете, что продается готовый бизнес-проект. Мы приняли решение этим заниматься, так как это интересное направление. С владельцами договорились, что оставим только название кофейни, а все остальное сделаем так, как мы хотим.

– Бизнес – это риск. Вам не было страшно, что можете прогореть?

Д.: – Мы открывали кофейню не на последние деньги – той суммой могли рискнуть. На тот момент перед нами был выбор: купить автомобиль или открыть кофейню. Решили, что лучше будем ходить пешком, но иметь свое заведение. Сейчас у нас есть и то, и другое.

А.: – Просто на тот момент не было такой острой необходимости в автомобиле. Я ушел со службы, и нужно было чем-то заниматься.

– Сколько на начальном этапе вы вложили денег в этот бизнес?

А.: – Со всеми первоначальными расходами около 8 тыс. долларов. Это не много и не мало. Сейчас понимаем, что можно было бы вложиться в меньшую сумму.

– Мне кажется, вы создали очень атмосферное место в нашем городе. Понятное дело, что первая цель – заработать деньги…

А. и Д.: – Нет (ребята перебивают. – Прим. авт.). Как раз таки первая цель не деньги заработать.

– А какая же цель у вас?

А.: – В первую очередь мы делаем для души. Это интересно. Новый опыт, и радостно понимать, что это кому-то интересно еще, кроме тебя. Когда место пользуется популярностью, получаешь позитивные отзывы, то есть приходит осознание, что делаешь нужный проект. Вообще кофейня – это не тот бизнес, который приносит безумно большие деньги. Если мы хотели бы заработать больших денег, то копали бы где-нибудь нефть (смеется. – Прим. авт.). Нужно этим делом гореть и уделять ему очень много времени. Ведь как только ты перестаешь что-то делать, то сразу все начинает плохо работать.

Д.: – Если ты утром в Инстаграме не выложил пост или сториз, то будь уверен, что в этот день к тебе придет посетителей меньше, чем обычно.

– Как я смогла заметить, в Инстаграм стабильно обновляется информация про вашу кофейню.

Д.: – Да, это точно. Даже на выходных, когда отдыхаю, просыпаюсь – и одна из первых мыслей: «Нужно выложить пост в Инстаграм». Для чего я это делаю? Чтобы бизнес развивался.

– У вас есть разделение обязанностей?

Д.: – Если нужно кому-то позвонить, то это делает Андрей: я не люблю разговаривать по телефону, мне проще общаться сообщениями. Еще на Андрее – оплата коммунальных услуг. Я занимаюсь всеми другими платежами. Вместе придумываем меню. И я, и Андрей сами варим кофе, когда нужно дать выходной работникам.

– Иногда приходится сталкиваться с мнением, что мелкий/средний бизнес давят налогами. Что вы скажете об этом?

А.: – Сейчас система налогообложения перестроилась, для нашего вида деятельности нет упрощенки. Мы платим подоходный налог в размере 16%. Стало тяжелее, но я не могу сказать, что это очень давит на нас и невозможно работать.

– В какую пору года у вас бывает больше всего посетителей?

Д.: – Сезон – весна, лето. Осенью дожди, пасмурная погода, многие сидят дома.

А.: – У нас есть много постоянных клиентов. И в первую очередь мы работаем на тех, кто готов к нам вернуться снова. Это экономически выгодно.

Д.: – Мы знаем, сколько примерно человек в день должно прийти в кофейню. Помним каждого нашего постоянного клиента.

А.: – Вплоть до того, какой напиток он будет пить в этот день и в это время суток, если он приходит несколько раз в день.

Д.: – Один наш постоянный клиент живет в Жодино и приезжает на электричке каждую среду и субботу. Заказывает американо с горячим молоком. Вернее, сразу 2 американо. Мы с ним всегда разговариваем. Еще есть одна пара, которая постоянно берет латте с сиропом.

– Вы у мужчины из Жодино не интересовались, неужели в его городе нельзя выпить кофе?

А.: – Можно, но ему там невкусно. У него такой ритуал. Этому человеку интереснее приехать в Борисов, пройтись с железнодорожного вокзала до нашей кофейни пешком, пообщаться с нами. В любую погоду он приезжает.

– А дома вы какой кофе пьете?

Д.: – Дома вообще нет кофе. У нас есть кофейня, зачем нам кофе? Дома пьем зеленый чай.

– Насколько я знаю, вы теперь помогаете раскручиваться одной кофейне…

А.: – Да, это так. Чем лучше будут варить кофе другие кофейни, тем лучше будем это делать и мы. Не нужно бояться здоровой конкуренции.

– У вас у обоих высшее образование. Почему решили не работать по своей специальности?

Д.: – По профессии я менеджер-­экономист, но работала на заводе инженером по нормированию труда. Мне не нравился график: нужно было приходить к 8, а уходить в 4.30 – не было времени решать свои личные дела. Конечно, родители, бабушка и дедушка отговаривали бросать работу. Все говорили, что это стабильность. Но я каждый день плакала. В итоге настояла на своем и все-таки уволилась. А Андрей закончил университет с красным дипломом, но обстоятельства сложились так, что он был вынужден уйти из своей профессии.

– Кроме бизнеса, вас связывает еще что-то?

А.: – Мы начали общаться, потому что разные. С точки зрения мужской психологии могу сказать: абсолютно неинтересно найти такого же человека, как и ты, ведь все понятно и ты знаешь, чего ожидать от твоего партнера. Со временем, когда люди долго в отношениях, формируются общие привычки, традиции. Например, интересно утром вместе приехать в кофейню, вечером что-то обсудить.

Д.: – Андрей один никогда не смотрит бои. Он всегда ждет меня. Мы вместе готовим кушать, отдыхаем. Мы 24 на 7 вместе и, кажется, еще не надоели друг другу.

А.: – На всем этом и формируются семейные ценности. Мы понимаем, чего хотим. Когда чувствуешь друг друга, то все получается хорошо.

– Каких объектов вам не хватает в Борисове?

Д.: – Мне не хватает хорошего парка с аттракционами и хинкальни.

А.: – Я не отказался бы от антикинотеатра – чтобы была летняя парковка и можно было встать на автомобиле и на большом экране посмотреть фильм.

– Если бы выиграли большую сумму денег, то куда бы направили их?

А.: – Смотря насколько большая сумма. Скорее всего, я отдал бы часть денег в детский дом, а остальную потратил на развитие бизнеса. Деньги делают деньги.

Д.: – Я помогла бы родителям с ремонтом и купила бы квартиру в Минске.

– Спасибо за интересное интервью. Удачи вам в реализации ваших планов!

Беседовала Екатерина ВОРОБЬЁВА, фото Юрия АБРОСЬКИНА

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
2