Что я здесь вообще делаю?

Понедельник, 17 января, стал для меня особенно тяжелым. Поздний вечер в южной Австрии, промозглая погода, донельзя забитый паркинг и начинающий белорусский водитель-дальнобойщик, который не отыскал места для ночевки плюс по неопытности промахнулся с траекторией поворота при выезде в направлении трассы. Ситуация не позавидуешь: двинешь вперед — неминуемо зацепишь «хвостом» соседнюю фуру, трогаться назад боязно, ведь расстояние между плотно припаркованными большегрузными автомобилями минимальное.

Счет сгоревшим нервным клеткам быстро зашел за миллиард. Напрягало все: охотно залетавший в кабину из-за опущенных стекол мокрый снег, визжащее на приборной панели предупреж­дение «Сцепление перегружено» от дерганий туда-сюда, отсутствие возможности обратиться за помощью. Но главное в другом. Изнутри нецензурной бранью рвалось риторическое: «Что я вообще здесь делаю?!!» И ладно бы выполнял редакционное задание в рамках проекта «Журналист меняет профессию» — нетушки, пенять было не на кого

Из журналиста в водители большегруза

…В «прошлой» жизни я окончил в родном Минске факультет журналистики БГУ, по распределению очутился в Борисове, где нашел семейное и карьерное счастье. На протяжении дюжины лет совмещал работу в «Адзінстве» с должностью пресс-секретаря ФК БАТЭ, с близкого расстояния засвидетельствовал «золотую» эпоху клуба. Впрочем, в любой истории неизбежен финал.

В декабре 2020-го я попрощался с «желто-синими» и впал в затяжные размышления. Хотелось радикально обновить род деятельности. С IT не срослось — организм, настроенный на волну гуманитариев, всячески отказывался от изучения нового. Да и, чего греха таить, терзали опасения: вдруг потрачу время, а выхлоп окажется слабым?

Дальнобойщик

Более реальным вариантом виделось получение прав категории С и Е — крутить баранку в состоянии практически каждый. За полгода удалось решить задачу, в сентябре настала пора гнать в польский Лодзь за документом, позволяющим трудиться на территории Евросоюза. Пресловутый «Код 95» обошелся в копеечку — 850 долларов, включая место в недорогом отеле. Понятно, существовала альтернатива: плати да заселяйся хоть в Hilton. Только тогда расходы возросли бы с немалых до огромных.

С вакансиями проблем не возникло. Дефицит дальнобоев столь велик, что рады и претенденту со строкой «Управлял лишь легковушкой» в резюме. Правда, таким много не обещают. Мой выбор склонился в пользу одной из варшавских компаний, в основном по географическому принципу. Там предложили краткосрочную стажировку с бывалым наставником — в двойном экипаже, где требуется кататься и днем, и ночью. Пройти такую закалку крайне полезно: наблюдаешь, забрасываешь вопросами, запоминаешь, пробуешь. Когда я впервые сел за руль, то испытал едва ли не эйфорию. Долгие старания материализовались в конкретный результат — путь проделан не зря.

Плюсы и минусы

А чуть позже начались сложности. Монотонная работа затмила весь позитив. Наличие рядом напарника не выручало: совершенно разные интересы ограничивали общение. Вдобавок двум взрослым мужчинам постоянно находиться вдвоем на пространстве в пяток квадратных метров откровенно некомфортно. На протяжении тест-периода довелось серьезно потерпеть. И когда сосед покинул «купе», показалось, что будущее светло и прекрасно.

Но куда там. Наступило то самое 17 января. Выяснилось, что предшествовавшее освоение, развитие, покорение — ноль без палочки. И я уже не повелитель 40-тонной махины, а словно собачка, выполняющая распоряжения дрессировщика.

Стресс долго не отпускал. Беседы с родными и близкими через интернет-связь сводились исключительно к возвращению домой — мол, зачем нелегкая погнала неведомо куда? Долгов нет, кредитов нет — может, не мучиться? Останавливала гордость: приехать в Беларусь досрочно означало смалодушничать, расписаться в бесхарактерности.

Ближе к календарной весне все вроде бы устаканилось, но признаюсь как на духу: работа не нравится. С технической точки зрения порядок: спокойно ездил, возил много разного, оформлял документы. В Европе действуют строгие нормы отдыха для дальнобойщиков: максимум в дороге 9 часов в день (дважды в неделю — 10), обычно два выходных. Иными словами, расписание довольно щадящее — семь потов не выжимают.

Но есть и другие нюансы. К примеру, в субботу я около французского Меца. Наклевывается пешая прогулка — достопримечательности, закупка продовольствия, сжигание накопленных за длительным сидением калорий. Вдруг откуда ни возьмись тучи, дожди до понедельника — и никуда уже не выйдешь. Или наоборот: через неделю на небе ни облачка, солнышко, тепло, а я в дыре мира в Италии с ближайшим городком в 12 километрах и высоченными ценами на заправке.

Подобная непредсказуемость раздражала. Запланировать что-то было сложно. Сплошной негатив и нервы. Видимо, поэтому многие коллеги предпочитают коротать досуг за распитием алкогольных напитков.

Спасибо редакции

В данном смысле меня спасала газета «Адзінства». Страница спорта в каждый номер, заметки на сайт, запись файлов для районного радио — все это отлично поддерживало умственную активность. Созвоны с тренерами помогали чувствовать себя чуть менее отор­ванным от жизни.

Немного о романтике

За первую вахту повезло объездить кучу стран — от Испании до Польши, от Нидерландов до Италии, от Швейцарии до Словакии. Величественные Альпы, роскошный Париж, древний Рим, красавица Прага. Проку в пафосных перечислениях, если это пролетает мимо? Нет шансов затормозить на обочине, совершить променад, полюбоваться красотами — труба зовет. Да и специфика деятельности определяет отношение. Эстетическое наслаждение испаряется, уступая место желанию избавиться от возвышенностей, когда спешишь, но еле тянешь в горку заполненный товаром полуприцеп. И очарование маленьких французских городов со старинной архитектурой меркнет, если на узких дорогах скребешь тентом по веткам деревьев, беззаботно растущих из-за заборов участков респектабельных граждан.

Не добавляла оптимизма и санитарная тема. К сожалению, в среде дальнобойщиков хватает тех, кто не ценит экологию, чистоту, даже элементарные нормы приличия.

Вывод: у любой профессии есть свои плюсы и минусы. К чему-то надо привыкнуть, с чем-то смириться, от чего-то просто получать удовольствие. Но в случае с дальнобоем главное ответить самому себе на вопрос: стоят ли обещанные «большие» деньги двухмесячной разлуки с семьей? Признаюсь, пообещал себе, что нынешний вояж — заключительный. Всех денег не заработаешь, а пропустить важные моменты в жизни, касающиеся моих родных, совсем не хочется.

Денис СОРОКИН, фото из архива героя публикации

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
11