22 марта в нашей стране прошел масштабный республиканский автопробег «За единую Беларусь», посвященный дню памяти Хатынской трагедии. Трагедии, о которой не забыть… Автомобили Борисовской районной организации РОО «Белая Русь», депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александра Шипуло и редакции газеты «Адзiнства» также были в строю.

Колонны машин стартовали из всех районов Беларуси и направились в Минскую область: участники автопробега вместе почтили память жертв трагедии Хатыни.

Ни на одной, даже самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Ровно 79 лет назад нацисты и их пособники уничтожили мирную Хатынь и заживо сожгли ее жителей. В огне погибли 149 человек — 74 взрослых и 75 детей. Самому маленькому ребенку было 7 недель от рождения.

Как это было…

Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на нашей земле «новый порядок» — режим террора, насилия и рабства. Осуществляя на практике человеконенавистнический план «Ост», гитлеровцы проводили против мирного населения карательные операции.

22 марта 1943 года озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Местные жители не знали о том, что утром в 6 км от их деревни партизаны обстреляли вражескую автоколонну, в результате чего был убит немецкий офицер. В отместку и ради устрашения фашисты вынесли смертный приговор ни в чем не повинным людям.

Все население Хатыни — стариков, женщин, детей — гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. На страшную казнь привели и многодетные семьи с грудничками.

Маленькая Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а потом побежала к лесу. Один из фашистов бросился за ней и расстрелял на глазах отца.

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу удалось скрыться от гитлеровцев.

Когда все жители деревни оказались в сарае, фашисты заперли двери, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать. Но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей. Деревню разграбили и сожгли дотла.

Лишь двое детей из находившихся в сарае остались живы — 7-летний Витя Желобкович и 12-летний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку сынишку. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла его собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Единственный взрослый свидетель Хатынской трагедии — 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и израненный, он пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. И тут ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего смертельно раненого в живот, обожженного сына. Мальчик скончался на руках у отца.

Этот образ увековечен в единственной скульптуре мемориального комплекса «Хатынь» — «Непокоренный человек».

Из истории мемориала

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, и огромного вклада белорусского народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы, в январе 1966 г. ЦК КПБ принял решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь».

В марте 1967 г. был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов.

«Работа над проектом захватила нас, — вспоминал Леонид Левин. — Мы придумали венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб, но чего-то не хватало. Заросшее травой поле, свидетель трагедии, хранило мертвую тишину. И вдруг в этой щемящей душу тишине неожиданно запел жаворонок. Звук, тут должен быть звук!» — так родилась идея колоколов Хатыни.

Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.

Экскурсия, заставляющая плакать

В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура отца с мертвым ребенком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни.

На братской могиле из белого мрамора —  Венец памяти с наказом погибших живым:

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опаленные огнем. Перед каждым из сожженных домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках – бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска – печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 сек.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 186 могил, каждая из которых символизирует одну из так и не возрожденных белорусских деревень, сожженных вместе с населением. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени – символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.

Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Беларуси.

На территории мемориала также находится «Вечный огонь».

Светлана ЧЕКАЛОВА, фото автора. При подготовке репортажа использовались материалы с сайта https://khatyn.by/ru/

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
1