Республиканский выездной семинар-совещание «Развитие способностей одаренных детей в системе экологического образования: опыт, проблемы, перспективы» прошел сегодня, 17 марта, в Борисове.

Для представителей Министерства образования Беларуси, Республиканского центра экологии и краеведения, директоров и педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля и многопрофильных учреждений, имеющих его в своей структуре, распахнули двери борисовские средние школы №№18 и 25. В каждой — большое количество площадок, задача которых — продемонстрировать накопленный в нашем регионе передовой опыт работы и предоставить возможность участникам воспользоваться им в своей дальнейшей деятельности.

Организаторами двухдневного семинара-совещания выступают Министерство образования, Республиканский центр экологии и краеведения, Главное управление по образованию Минского облисполкома, Минский областной институт развития образования, управление по образованию Борисовского райисполкома и Борисовский центр экологии и туризма.

В холле и на этажах средней школы №18 гостей встречали красивые фотозоны, олицетворяющие собой биоразнообразие природы. Создать и «оживить» их помогали юные танцоры из средней школы №2 и Борисовской детской хореографической школы искусств.

По мнению организаторов, это должно было придать мероприятию особый, весенний колорит. И им это удалось!

— Мы рады видеть большое количество гостей из разных уголков Беларуси, поделиться с ними накопленным опытом по экологическому образованию и воспитанию и продемонстрировать, как выстроенная система способствует формированию у детей и подростков правильного понимания вопросов охраны природы и защиты окружающей среды, — сказал заместитель начальника  управления по образованию Борисовского райисполкома Сергей Горелик.

Программа семинара-совещания очень разнообразная. Сегодня участникам предлагалось ознакомиться с работой творческих лабораторий, познакомиться с инновационными разработками борисовчан, принять участие в онлайн-стримах с научным обществом студентов Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова Белгосуниверситета и с Музеем соловья Слуцкого эколого-биологического центра учащихся.

Педагоги и ребята из средней школы №2 презентовали участникам семинара творческую лабораторию научного общества учащихся «ASTRA» в рамках инновационного проекта «Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования».

— Мы работаем над многими экологическими проблемами, ищем пути их решения, — поделился Лев Снежко, председатель НОУ «ASTRA». — В рамках семинара говорили о качестве атмосферного воздуха и на тему обращения с отходами.

На заседании научного общества учащихся «Прометей» средней школы №18 учащиеся делились своими научными результатами.

— Мы проводили исследование растений, которые произрастают на территории нашей школы. Насчитали 11 видов. Изучали и в классе, и в природе, используя при этом специальные технологии, — рассказала восьмиклассница Елизавета Гордевич.

— Участие ребят в подобных исследованиях способствует, помимо приобретения ими новых знаний, и выбору будущей профессии, — считает учитель биологии Елена Сидоренко.

Шестиклассница Полина Коновалова вместе со своими друзьями изучала виды птиц, которые обитают на деревьях на территории школы.

— Мы насчитали 17 разных видов птиц, и среди них был даже поползень, лесная птица — в городе такую встретить крайне сложно, — радостно сообщила девочка. — Нам повезло, потому что недалеко от школы находится лесной массив.

— Зимой наши школьники активно участвовали в акции по подкормке птиц. Каждый класс был закреплен за определенной кормушкой. И ребята угощали пернатых тем кормом, который предпочтительнее именно для конкретного вида птиц, — дополнила Ольга Вавилова, заместитель директора СШ №18 по воспитательной работе.

— Экологическое образование — это реализация стремления быть полезным обществу и природе всех участников образовательного процесса, — отметила Екатерина Ракицкая, директор ГУДО «Борисовский центр экологии и туризма». — И отрадно осознавать, что подрастающее поколение, узнавая больше об окружающем мире и природе, само преображается, становится гармоничнее и увереннее в себе. Долгосрочный и устойчивый результат достигается благодаря непрерывному экологическому образованию, охватывающему ребят от воспитанников детских садов до старшеклассников.

На базе Борисовского ЦЭиТ успешно функционирует региональный ресурсный центр по реализации образовательного проекта «Зеленые школы» в Минской области.

— Этот центр создан для того, чтобы содействовать развитию экологического образования в стране и поддерживать вовлечение общественности в экологический мониторинг, предоставлять учреждениям образования, общественным организациям своей области необходимые ресурсы для проведения обучающих семинаров, конференций, выставок, методических консультаций по вопросам экологического образования. Это площадка для взаимодействия учреждений образования, органов местной власти, общественных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, — рассказала Екатерина Ракицкая.

Руководитель также сообщила, что образовательный проект «Зеленые школы» в Борисовском районе реализуют 10 учреждений образования. Сам проект предусматривает шесть направлений: биоразнообразие, энергосбережение, водосбережение, обращение с отходами, качество атмосферного воздуха и экологические инициативы.

— Наша площадка называется «IT-экология». Мы представили на ней современное оборудование, которое используем в экологическом образовательном процессе, в том числе и 3D-принтер — один из самых больших среди имеющихся в школах страны, — рассказала директор ГУО «Средняя школа №25 г. Борисова» Ольга Шеляпина.

Учитель информатики и физики СШ №25 Александр Парфененко подробно объяснил, для чего служит интерактивный стол: в его основе — специальное программное обеспечение, позволяющее проводить с ребятами обучение и интерактивные игры, что является прекрасным мотиватором для учащихся осваивать новые знания по различным предметам.

— Устойчивый интерес у школьников вызывает и метеорологическая станция, — отметил педагог. — Это автономный комплекс, который устанавливается на улице и позволяет измерять атмосферное давление, влажность и температуру воздуха, скорость и направление ветра. Все параметры фиксируются и собираются в автоматический дневник на компьютере. Таким образом, есть возможность анализировать и обобщать сведения. А метеорологические исследования, как известно, всегда высоко ценятся.

0диннадцатиклассница Жодинской женской гимназии, учащаяся Борисовского центра экологии и туризма Анна Козлова защищала в прошлом году честь нашей республики на Международной ярмарке идей и инноваций в Индонезии, где завоевала золотую медаль и была удостоена специальной награды. Девушка защищала свою работу «Доступ к чистой питьевой воде и невидимая опасность загрязнения нитратами» (научный руководитель Елена Шубаро), над которой работала три года в сельских населенных пунктах Борисовского района.

Начальник центра воспитательной и идеологической работы ГУО «Минский областной институт развития образования» Людмила Тарашкевич презентовала систему работы учреждений образования Минской области по экологическому образованию.

— Основной посыл всей системы экологического образования и воспитания детей и подростков — научить их быть в ответе за тех, кого, условно говоря, мы приручили, и за то, какую планету оставим после себя грядущим поколениям, — поделилась мнением с корреспондентом «А» Людмила Тарашкевич. — И, к счастью, наши дети это уже понимают, вырабатывают в себе соответствующие привычки, и их поведение становится все более эко-дружественным.

Начальник центра высоко оценила ту работу, которая ведется в нашем регионе и, в частности, в научных обществах учащихся борисовских учреждений образования.

— Это сейчас очень востребовано, поэтому выработка умений и навыков исследовательской деятельности очень важна, — подчеркнула специалист.

Светлана ЧЕКАЛОВА, фото автора

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
10