Сегодня в обществе много говорят о коррупции во всех сферах жизни и работы. Об этом пишут и различные СМИ, предавая огласке резонансные случаи. Например, один из недавних – хищение продуктов питания в больших объемах из школьной столовой в Борисове… Тем не менее это явление никуда не исчезает, и каждый год в сводки оперативников попадают новые имена и фамилии. Что толкает людей совершать такого рода преступления, какова психология коррупционера и какие отрасли наиболее коррумпированы – об этом мы побеседовали с начальником отдела по борьбе с экономическими преступлениями Борисовского РУВД подполковником милиции Дмитрием Жартуном.
– Дмитрий Владимирович, в Борисове вы служите полгода, а до этого возглавляли подобный отдел в Молодечно. Расскажите, пожалуйста, есть ли разница между прошлым местом службы и теперешним?
– В структуре по борьбе с экономическими преступлениями Минской области Борисовское РУВД занимает одно из основополагающих мест. Это обусловлено и территориальным расположением, и теми объектами промышленности, которые здесь находятся. То есть самое главное отличие от прежней службы – наличие крупных предприятий, что обуславливает существенный оборот бюджетных денежных средств.
К слову, Борисовский отдел ОБЭП является одним из многочисленных в области. Это позволяет нашим сотрудникам контролировать и охватывать больший объем работы.
– На слуху борисовчан за последний год очень много коррупционных преступлений. Люди, занимающие высокие должности, в одночасье теряют работу, ставят большое пятно на своей репутации. Неужели необходимо побывать в местах лишения свободы, чтобы понять, что так делать нельзя?
– Я неоднократно задавался вопросом: почему люди не боятся и что ими движет? Сделал такой вывод: желание красиво жить толкает людей на путь преступления. Почему? Потому что эти блага рядом, воспользоваться ими легко, а возможное наказание – это нечто далекое, и они ошибочно полагают, что их это не коснется.

– Я уверена, что большинство думает, что наказание их не настигнет…
– Очень редко (и за мою практику таких случаев вообще не было) мы ловили какого-то преступника, который совершал противоправное действие впервые. Вся схема начинается с малого – сперва незначительное действие, связанное либо с хищением небольшого вверенного ему имущества, либо человек организовал или дал указание сотрудникам, например, помочь выполнить работы на его участке. Это все происходит ненавязчиво и порождает чувство безнаказанности. Затем больше – человек потихоньку втягивается в материальную зависимость от своей должности, привыкает к определенному образу жизни. Как правило, аппетиты растут все больше и больше, и когда они достигают тех размеров, что это вызывает возмущение у других людей, тогда они попадают к нам.
– То есть, если я правильно понимаю, таких «преступников» просто-напросто сдают другие люди?
– Да, все верно. Небезразличие граждан в этом вопросе очень помогает нашей деятельности. У нас практически каждый владеет информацией о том или ином коррупционере. И если все займут конкретную принципиальную позицию, мы сможем сделать определенный прорыв.
– Недавно борисовчан всколыхнул вопиющий случай – воровство продуктов питания поваром школьной столовой. Дома у задержанной обнаружено 94 кг сахара, 45 л подсолнечного масла, 24 кг муки, 120 пачек панировочных сухарей! Даже люди, далекие от выявления коррупционных преступлений, понимают, что провернуть такое дело в одиночку сложно…
– Когда мы обнаружили у повара большой объем продуктов питания, нас это натолкнуло на мысль о причастности других, в том числе должностных лиц учреждения образования. Были проведены все необходимые оперативно-розыскные и иные оперативные мероприятия. Нам удалось установить всю цепочку. В настоящее время проводим дополнительные мероприятия по определению суммы причиненного ущерба и свидетелей-очевидцев преступной деятельности, связанной с реализацией излишков продукции третьим лицам по более низкой цене. По результатам проведенной проверки возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц учреждения образования.
– После этого случая вы, наверняка, провели какие-то профилактические мероприятия?
– Да, безусловно. Мы нашли взаимопонимание с руководством отдела образования и организовали общее собрание с участием всех заведующих, поваров и других контролирующих лиц. Наша цель – чтобы работники общепита осознали, что мы понимаем механизмы совершения этих хищений, знаем, как они документируются.
Опять-таки невольно задаешься вопросом: почему происходят подобные правонарушения? Когда повара говорят о том, что у них маленькая зарплата, у меня всегда один ответ: у каждого предостаточно возможностей при желании повысить свой материальный достаток. Только для этого необходимо приложить определенные усилия. А люди, идя по пути наименьшего сопротивления, решили получать больше за счет противоправных действий. Никто же не запрещает повару получить другое образование и пойти работать в другую сферу. Или, повысив свою квалификацию, трудоустроиться в заведение, где уровень зарплаты выше, или найти дополнительный законный заработок.
Если вам известно о фактах коррупционных или экономических преступлений, сообщайте по телефону 70-70-08. Эта информация будет конфиденциальной.
– Не так давно был выявлен случай коррупции на мясокомбинате. Расскажите, по какой схеме там работали?

– Предприятие, которое занимается производством определенного рода продукции, всегда представляет интерес для субъектов хозяйствования частной формы собственности. Потому что можно приобрести данную продукцию по приемлемым для них ценам с целью дальнейшей перепродажи. Точно такая же схема была реализована и на Борисовском мясокомбинате, где одно из должностных лиц руководящего состава предприятия, воспользовавшись своим служебным положением – возможностью влиять на принятие определенных решений, по договоренности с представителями частных структур действовало в интересах последних. Должностное лицо реализовывало им продукцию в нужных объемах, которую они потом перепродавали по сходным ценам. В таких случаях причиняется большой ущерб. Объясню почему: если частный предприниматель смог найти сбыт по более высокой цене данного имущества, произведенного государственным предприятием, то, следовательно, и само это предприятие при должном рвении и желании могло бы найти возможность реализовать эту продукцию по более высокой цене, а не продавать по средней.
– Хищения в объектах торговли самими сотрудниками – тоже не редкость для нашего региона. В сводку происшествий попал случай воровства в сельском магазине на 16 тыс. белорусских рублей. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Это свежий факт возбужденного уголовного дела в деревне Нивки. В магазине, относящемся к системе райпо, продавец на системной основе совершала хищения продуктов питания и выручки денежных средств путем производства операций отмен. Сделаю важную ремарку – в этом магазине она работает одна, что исключает возможность причастности к преступлению других лиц.
– Для сельского магазина 16 тысяч – это большая сумма! Как же ей это удалось?
– По материалам уголовного дела установлено, что противоправную деятельность женщина осуществляла на протяжении 8 месяцев. В течение этого периода она произвела отмен на 8,5 тыс. рублей. А остальная часть суммы набралась продуктами питания, которые продавец получала и брала себе, не оплачивая. Следует отметить, что такие хищения свойственны не только сельским магазинам, но и городским.
– И какое наказание ей грозит?
– За данную категорию преступления предусмотрена ответственность как связанная с ограничением свободы, так и нет. С учетом того, что продавец ранее не привлекалась к уголовной ответственности, раскаялась в содеянном, предприняла определенные меры к возмещению вреда, возможно, к ней будет определена мера наказания, не связанная с лишением свободы.
– На что будет делать убор подразделение под вашим руководством?
– Задачи нам определяют с учетом экономических интересов государства, и они очень мобильны – оперативно реагировать на те или иные риски в экономике. Однако основная наша задача — не допустить к финансовым потокам людей, которые склонны к проявлению меркантильных личных интересов. Наши специалисты продолжат выявлять преступления или нарушения, связанные с коррупционной составляющей, где задействуются определенные должностные лица. С учетом региона будем уделять внимание и социальной сфере, и теневому обороту подакцизной группе товаров.
Беседовала Екатерина ВОРОБЬЁВА, фото Юрия АБРОСЬКИНА