Профессия следователя не из легких. Нужно обладать очень крепкой психикой, чтобы выдерживать нагрузки, с которыми приходится постоянно сталкиваться. И если у мужчин, как правило, в этом случае есть надежный тыл – их супруги, то как быть женщинам? В преддверии 8 Марта встретились и пообщались с одним из лучших следователей Минщины по итогам 2021 года Еленой Минич. Подполковник юстиции, следователь по особо важным делам Борисовского РОСК Елена Минич стала одним из лучших следователей среди райотделов СК 1-й категории Минщины по результатам прошлого года.

– Елена, давайте начнем беседу с того, каким был ваш путь в профессию. Почему решили стать следователем?

– Мое решение служить в правоохранительных органах не было случайным, это взвешенный, обдуманный выбор. Я с 9-го класса хотела носить погоны, работать следователем. Поэтому поступила и окончила факультет права Академии МВД. После пришла на работу в Борисовское РУВД, прошла трехмесячное обучение и получила заветные лейтенантские погоны. Примером для меня всегда был отец, который 28 лет прослужил в милиции, я пошла по его стопам. Вообще, нужно отметить, я благодарна родителям, которые всегда поддерживали меня в моем выборе.

– Помните свое первое дело или первое выбытие на место происшествия?

– Конечно, вряд ли найдется следователь, который забудет свой первый выезд на место происшествия или первое уголовное дело в производстве. Поясню: поначалу начинающий следователь выбывает на места происшествия в группе с опытными сотрудниками. Такой опыт был и у меня. Далее работает уже самостоятельно. Так вот, в дневное время поступил звонок о поджоге сарая. Было установлено, что сосед приревновал соседку к другому мужчине и таким образом выместил свою злость. Ничего необычного в этом сообщении не было, но, учитывая, что оно было в моей практике первым, я очень волновалась. Мне повезло с руководителем, тогда это был Алексей Александрович Уланов, который объяснил, как вести себя и что делать.

Главное правило – после работы сменить обстановку. И наряд!

– За 15 лет работы наверняка в вашей практике были сложные и запутанные дела?

– Конечно. В моей практике было много уголовных дел, таких как кражи, грабежи, разбои, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, в том числе несовершеннолетних. Изнасилования или насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних, лично для меня самые сложные уголовные дела, причем каждое остается в памяти надолго, если не навсегда. Не забуду и уголовное дело, потерпевшим по которому был совершеннолетний с психическим заболеванием. Его приятели, зная об этом, на протяжении года в день получения им пенсии по инвалидности уговаривали парня покупать им спиртное. А в один из дней он отказал. Тогда они решили получить деньги при помощи раскаленного утюга. Припугнули, предупредили никому ничего не рассказывать. И человек молчал. Выяснилось все совершенно случайно: парень обратился к хирургу с жалобами на боли в местах ожогов. Врач, конечно, забил тревогу и сообщил родителям. По уголовному делу была проделана довольно кропотливая работа – нужно было очень осторожно «разговорить» потерпевшего, который не хотел давать показания, не навредив его психике. Большую помощь в расследовании этого уголовного дела оказали судебные психиатры и психолог. В итоге уголовное дело направили в суд Борисовского района, обвиняемых осудили к лишению свободы сроком на 6,5 года.

– За столько лет в органах вас еще можно чем-то удивить?

– Удивить, наверное, уже сложно. Признаюсь, намного тяжелее работать и контролировать в себе эмоции, когда дело касается преступлений в отношении детей. И хотя спустя время вырабатывается профессиональная абстрагированность, не всегда получается быть беспристрастной, если преступление совершено в отношении ребенка.

– То есть иммунитет все-таки вырабатывается? Со временем…

– Самый тяжелый период – первый год. Происходит адаптация: работа сутками, отсутствие выходных, ограниченное время для общения с родными. В этот же период приходит понимание того, как необходимо работать. Конечно, профессия сложная, особенно для женщин. Нам нужно быть твердыми и сильными, но в то же время оставаться женственными и хрупкими. Соблюдать баланс. А это наивысшая сложность при работе женщин в правоохранительных органах. С годами становится проще, формируется своеобразный иммунитет.

– Вы следите за судьбой каждого дела, которое вели?

– Да, после того, как выношу постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, стараюсь узнать, какой приговор вынесен обвиняемому. Мне интересно, какая точка в деле будет поставлена. Скажу больше, уголовное дело – это лицо следователя, и для меня важно, чтобы в суде были учтены все обстоятельства, установленные в ходе следствия.

– Если говорить в целом, Борисов можно назвать криминальным городом?

– Сразу подумала: «Конечно, это своего рода Чикаго». Но все же это не так. Просто на такие мысли наталкивает тот факт, что Борисов – крупный, один из «громких» регионов, где часто совершаются преступления.

– Елена, как вы относитесь к мнению, что следователь – профессия не для женщин?

– Я бы так не сказала. В последнее время прослеживается как раз таки другая тенденция. Наверное, это связано с изменением роли женщины в обществе. Представительницы прекрасного пола больше берут на себя ответственность, им хочется заниматься «мужскими» профессиями. Пример тому Борисовский РОСК, где мужчин и женщин работает почти 50 на 50. И, отмечу, ко всем одинаковое отношение. Женщине-следователю не дается поблажек на работе.

– То есть вы работаете наравне с мужчинами? А как же между вами тогда распределяются дела?

– Да, наравне. Заступив на дежурство, ты не знаешь, на какой выезд придется выбывать. Правда, в Борисовском РОСК есть специализации: преступления против личности, экономические преступления, преступления против безопасности движения и т.д. – и уголовные дела по данным линиям расследуют следователи, которые входят в определенную группу. Я занимаюсь расследованием преступлений против личности и половой неприкосновенности. И здесь есть некая градация. Например, если изнасилование совершено в отношении несовершеннолетней девочки, то работать с потерпевшей, как правило, будет женщина-следователь, если жертвой стал мальчик – тогда следователь-мужчина. В целом же у нас нет разделения на мужчин и женщин, у нас все – следователи.

– Какими качествами должен обладать человек вашей профессии, особенно женщина?

– Считаю, что в первую очередь – это беспристрастность. Также необходимы усидчивость и терпение, объективность, так как расследование уголовных дел – трудоемкий процесс. Немаловажным качеством для следователя является умение слушать и акцентировать внимание на мелочах. Следователь еще и психолог. Многим становится легче, когда их выслушает посторонний человек.

– При такой занятости как вы отдыхаете? Я имею в виду именно эмоциональную разгрузку.

– Для меня не существует отдыха, если рядом нет моей семьи. А когда вместе, мы ездим по Беларуси, знакомимся с историей нашей страны, организуем с друзьями интеллектуальные игры. Ведем достаточно активный образ жизни: зимой любим горные лыжи, летом – отдых на озерах.

– Фильмы о следователях смотрите?

– Сейчас смотрю все реже. Раньше очень любила. В фильмах все просто, быстро и незамысловато. На самом деле работа следователя – очень трудоемкий процесс. В реальности на месте происшествия можно провести сутки, и не одни. Пожалуй, большее удовольствие я получаю от просмотра комедий, приключенческих картин.

– Как относитесь к празднику 8 Марта?

– Очень люблю этот праздник. Я считаю, что с этим днем связано пробуждение природы от зимней спячки, и наступает самая красивая пора года – весна. В преддверии праздника желаю всем женщинам крепкого здоровья, красоты в душе, блеска в глазах и как можно чаще улыбаться.

Марианна СТРОГАЯ,
фото автора и из личного архива героини публикации

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry