125 граммов хлеба в сутки на человека. Малюсенький черный кусочек. Испеченный на техническом масле. Его особый вкус и консистенцию, ведь муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы и других добавок, до сих пор помнят ленинградцы, на долю которых выпало суровое испытание войной и суровевшей блокадой. 125 граммов для них – это мера голода.
Очевидцев тех страшных 872 дней и ночей сегодня, по доброй традиции, поздравляют с Днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады. В Борисове их осталось шестеро. Это награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» Нина Павловна Антонова, Геннадий Нилович Колосов, Асса Алексеевна Мурашко, Майя Израилевна Полякова, Валентина Николаевна Пономаренко и Лора Васильевна Чурбакова. Их детство в годы войны было неотъемлемо связано с несломленным городом. Спустя почти 80 лет они признаются: и сейчас для них нет ничего дороже хлеба…

Рецепт блокадного хлеба:
— пищевая целлюлоза 10-15%,
— жмых и солод – 10-15%,
— обойная пыль – 2%,
— выбойки из мешков – 2%,
— хвоя – 1%,
— ржаная обойная мука – 70-75%.
В течение всей блокады рецептура хлеба менялась в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии. Всего, по данным историков и блокадников, было использовано 10 рецептов.
— На долю жителей и защитников военного Ленинграда выпали тяжелые испытания бомбежками и артобстрелами, мучительный голод, смерть родных и близких, — сказала председатель Борисовского районного совета ветеранов Зоя Маханек, собираясь вместе с активистами организации навестить бывших блокадников. — Вряд ли в мировой истории найдется такой же пример самоотверженности, мужества и героизма. Мы гордимся, что среди борисовчан живут люди, пережившие блокаду Ленинграда, и у нас есть возможность лично выразить им свое уважение и безмерную благодарность. Хотим также поблагодарить Борисовский комбинат хлебопродуктов и Борисовский райисполком за оказанную помощь в проведении этого мероприятия.
Руководство района и общественные организации делают все, чтобы окружить заботой и вниманием всех людей военного поколения – ветеранов, тружеников тыла, детей войны.
Валентина Николаевна Пономаренко родилась в Ленинграде в 1935 году. Несмотря на почтенный возраст и проблемы со здоровьем, болезненные ощущения, она рассказывает, с трудом сдерживая слезы:

— Жизнь наша во время блокады была ужасной и тяжелой. Мне было шесть лет, и насмотрелась всего. Все воспоминаю — постоянный голод, вши… Зимой меня, ослабленную, полумертвую, в коростах, вывезли на Дорогу жизни на Ладожское озеро и сумели переправить в Вологодскую область. Думали, не выживу. Но бабушки, которые держали корову, сумели меня выходить и откормить.
Когда началась блокада, шесть лет исполнилось и Лоре Васильевне Чурбаковой. Женщина проживает в деревне, и подарок от совета ветеранов для нее передали ее дочери Наталье, которая, рассказывая о том, что пришлось пережить самому дорогому для нее человеку, волнуется и, как многие блокадники и их родные, не может сдержать слез.

— Мама часто рассказывает о том, как сложно и страшно было в то время в городе, как ее увозили из Ленинграда по Ладоге и во время бомбежки целые машины рядом уходили под лед… Выжили благодаря старшему брату — Валентину, которому на тот момент было 16 лет. Он добывал семье пропитание, как мог, на передовую лазил, чтобы достать мерзлую капусту, ловил рыбу… Я не представляю, как люди смогли выжить в таких нечеловеческих условиях. Каждый раз, когда мама рассказывает о блокаде, мы вместе плачем…
Бесконечно долго может рассказывать о жизни в осажденном Ленинграде и Асса Алексеевна Мурашко. О том, как носила домой воду в зеленом кувшине по заледеневшей лестнице, как подушками и одеялами закрывали проемы выбитых после бомбежек окон, как не однажды по счастливой случайности — не попав на поезд или не сев в машину, не спрятавшись со всеми в бомбоубежище, остались с мамой живы… И, конечно, о зверствах фашистов — нелюдей, способных на глазах у матерей истязать и убивать детей…

Блокада вошла в память человечества как одна из самых трагических страниц мировой истории, и сегодня наш главный долг — долг памяти. Особенно сегодня, когда все чаще предпринимаются попытки переписать историю, сгладить злодеяния фашистов, обесценить нашу Победу. Мы должны помнить и передать эту память будущим поколениям.
Ольга ЦЫБУЛЬКО,
фото автора