Во время «Большого разговора» 9 августа 2021 года Александру Лукашенко рассказали о желании украинцев, переехавших в Беларусь, получить гражданство. Глава государства поручил до конца года проработать этот вопрос. Уже сегодня, благодаря Указу Президента, многие переселенцы имеют на руках белорусский паспорт. Среди счастливчиков и наша коллега Ирина Бугаёва. Она редактор сайта «Адзiнства». В ноябре 2014 года вместе с супругом женщина приехала в Беларусь из украинского Мариуполя. Бежали от войны, беспорядков и той политики, с которой были не согласны. Как изменилась жизнь семьи спустя 7 лет, стала ли Беларусь для них второй родиной и хотят ли они назад в Украину – в интервью корреспондента «А».
– Ирина, рискнуть поменять место жительства, когда тебе 45, может не каждый. Почему уехали?
– Мы жили в сельской местности недалеко от Мариуполя, в 40 км от тех мест, где велись боевые действия. Супруг работал главным инженером на частном предприятии, а я – графическим дизайнером в городской газете «Приазовский рабочий». Мы имели средний достаток и, в принципе, были довольны жизнью. 9 мая 2014 года мариупольцы вышли на мирную демонстрацию, но это не понравилось украинским националистам, они дали команду милиции разгонять народ. А правоохранители отказались это делать. И День Победы превратился в день беды. Были жертвы. Националисты применили оружие, стреляли в мирное население, в милицию. К нам на праздники как раз приехала дочь из Киева. Все были в шоке. Помню, стоим на железнодорожном вокзале, провожаем ее, а вокруг такая странная тишина. Люди молчат. Это страшно. Тогда дочь сказала нам, что больше сюда не приедет.
– Что было потом?
– Потом в городе начали проходить митинги в поддержку разных сторон, установили вооруженные блок-посты на въездах/выездах. Помню, слышим взрывы, редактор прибегает и говорит: «Не бойтесь, это наши стреляют». Как можно было спокойно работать, если в любой момент могла прилететь ответка? Или вот случай: планерка у редактора, заходят несколько представителей национального батальона – с автоматами, бутылками пива в руках и с насмешкой произносят: «Сейчас научим вас, как писать нужно». Правда, потом у нас дежурила военизированная охрана. Мы с мужем жили недалеко от аэродрома. Прямо над нашим селом шли на посадку самолеты-большегрузы с военной техникой. И главное – психологически жить становилось все сложнее. Люди разбились на два лагеря: тех, кто поддерживал националистов, и тех, кто не поддерживал. Я была в числе последних, поэтому неоднократно слышала в свой адрес слова: «Чемодан. Вокзал. Россия». Но я знала, что в той же России всегда найду работу. А вот обеспечит ли меня работой Европа? Вопрос.
– Что стало толчком к переезду? И почему вы уехали в Беларусь?
– Мы уехали от войны и ее последствий. После пережитых 90-х мы понимали, что будет хуже. К тому же, напрягала политика, проводимая государством. Та атмосфера, которая сложилась в стране. Сказали продавцам и госслужащим говорить только по-украински. И все словно забыли русский язык. А как быть туристу? Я не против языка и культуры, но, когда это начинает превращаться в национализм, появляется протест. А почему именно в Беларусь? В Жодино у меня живет двоюродная сестра, и было где остановиться. Погостив в
2013-м в Беларуси, мы ощутили стабильность, спокойствие и защищенность. Но тогда в миграционной службе нам сказали, что максимум, на что можем надеяться, – временное пребывание. Военные действия в Украине стали своеобразным толчком. В сентябре 2014 г. мы снова приехали в Беларусь, и в миграционной службе нам сказали, какие документы необходимо собрать для воссоединения с семьей. Мы вернулись в Украину, уволились, собрали все справки и необходимые вещи и в ноябре переехали в Беларусь. Мы успели уехать не спеша. Сразу же подали документы на получение вида на жительство. И стали ждать. Позже к нам присоединилась дочь.

– На что жили?
– На средства от проданной машины. Очень помогали родственники. Первым работу нашел муж. Сегодня он уже главный инженер на частном предприятии в Жодино. Я устроилась только через год. Стресс наложил отпечаток на здоровье. Сначала была воспитателем в детском саду, потом работала корректором, а последнее время тружусь редактором сайта в редакции «Адзінства».
– За 7 лет вы смогли сравнить жизнь в Украине и Беларуси. Скажите, какие есть блага здесь, чего нет в Украине, и, наоборот, назовите минусы проживания в Беларуси.
– Украине досталось в наследство от Советского Союза гораздо больше, чем Беларуси. Но у нас развалили все, а у вас страна процветает. В отличие от Украины, здесь по-прежнему развито сельское хозяйство, работают заводы, фабрики. Очень вкусные продукты. Если сравнить образование, то оно везде достойное. Моя дочь после окончания украинской школы без репетиторов поступила в институт. Но в Украине бюджетных мест в вузах очень мало по сравнению с Беларусью. И нет распределения. Не все понимают, что это благо. А я считаю, что распределение – это гарантия рабочего места. И это плюс. В Украине не многие выпускники вузов находят работу по специальности. Моя дочь, имея высшее образование переводчика, торговала в бутике. Что касается медицины, то в Украине практически вся медицина платная. Хотя скорая помощь оказывается безвозмездно всем: не только своим гражданам, но и приезжим. А вот если придется делать операцию или проходить какое-то сложное лечение, то это выльется в немалую копеечку. Опять же, если нет страховки. Большинство же предприятий оформляют ее для своих сотрудников. Если взять сферу строительства и жилищно-коммунального хозяйства, то и там, и тут есть свои нюансы. Все зависит от руководителя. Если он хозяйственник, то делаться будет многое. До 2014 года мэр Мариуполя навел в городе порядок. У нас строились дороги, ремонтировался жилой фонд, а какой порядок был! Он ввел «чистые четверги». К примеру, едет по городу, видит какие-то недостатки – и сразу туда отправляет все необходимые службы, которые за короткий срок устраняют проблему или недочет.
– Наверняка у вас в Украине остались родные и близкие? Как им живется сегодня?
– Для многих украинцев стали неподъемными оплата газа, электричества, коммунальные платежи. Особенно для пенсионеров. Большинство в свое время голосовали за Зеленского. Верили ему. Надеялись, что изменит ситуацию в лучшую сторону. Сегодня многие поменяли свою точку зрения.

– Ирина, в непростой период для Беларуси – август 2020 года – вы находились здесь… Переживали за свою вторую родину?
– Очень переживала. Надеялась, что люди поймут и осознают, что они живут в стабильной стране. Открыто говорила коллегам о том, что нужно думать о каждом своем поступке и действии. Я ведь видела, что сценарий очень похож на украинский. Но мне зло в лицо бросали: «У нас не будет как в вашей Украине. Никогда не будет. Не лезь».
– Вы поддерживаете политику нашего Президента?
– Да, он следует законам. А то, что некоторые говорят, мол, 27 лет… Так Меркель тоже долго была у власти. А что хорошего в Украине от сменяемости президентов? К чему мы пришли?.. Знаете, что бы сегодня ни говорили про Януковича, мы жили при нем хорошо. Повышались зарплаты, пенсии. А потом Евромайдан – подготовленная и просчитанная акция европейцев и американцев. В Беларуси пытались провернуть нечто подобное. Только Батька остановил все на корню. Я уважаю его за силу характера. Хочется верить, что он подготовит себе достойную смену. Чтобы смена власти не отразилась на людях, не было в стране катаклизмов.
– А как вы относитесь к некоторым представителям оппозиции, которые
уехали за границу, живут на европейские гранты и пытаются «устроить счастливую жизнь» для Беларуси?
– Я их не понимаю. Не слышала, чтобы они предложили какую-то четкую программу развития страны. Отдать бизнес в частные руки? Ни к чему хорошему это не приводит. Снять Лукашенко? Еще бы, они хотят власть себе в руки, хотят пользоваться государственными благами. Я не верю, что они улучшат положение в стране.

– Издавна между украинцами и белорусами были дружеские отношения… И Беларусь неоднократно протягивала им руку помощи – передавала вакцину, помогла с гражданством… Но украинский Президент с некоторых пор не поддерживает белорусского. Как вы думаете, что поможет вернуть нашим народам прежние отношения?
– Отношения обычных людей между собой особо не изменились. Люди не отдалились. Разве что единицы. Они живут, работают и надеются на лучшее. Уверена, как только в Украину придет новый лидер, дипломатические связи наладятся. И я думаю, что это будет скоро.
– Некоторые белорусы жалуются, что у нас диктатура и отсутствие демократии. А вы что думаете по этому поводу? Есть ли в Беларуси демократия и в чем она выражается?
– В Беларуси власть народа. Президент лишь возглавляет страну. А выбирает его народ. В этом уже проявляется демократия. Лукашенко не назначенец, не ставленник определенного круга политиков. К тому же, в Беларуси есть Всебелорусское народное собрание, куда людей избирают. А чего стоит работа «прямых телефонных линий», приемы граждан! Каждый может записаться, прийти или позвонить, озвучить свой вопрос и получить на него ответ или определенную помощь. Даже редакция наша, посмотрите, скольким людям помогла.
– Оправдались ли ваши ожидания?
– Беларусь стала моей второй родиной. И я счастлива.
Беседовала Марианна СТРОГАЯ,
фото Юрия АБРОСЬКИНА