Анну Ивановну Рабочую в лицо знают многие борисовчане. Долгое время она трудилась в паспортном столе Борисова. Кто-то обращался к ней за получением паспорта, кому-то она открывала визу или помогала восстанавливать документы. В преддверии профессионального праздника, Дня образования подразделения по гражданстве и миграции МВД Беларуси (отмечается 17 декабря), поговорили с ветераном милиции о том, какой была паспортная система во времена ее работы, и о том, что она думает о дне сегодняшнем.
Из школы – в розыск
– В паспортный стол я устроилась в январе 1981-го, до этого проработав несколько лет учителем географии и биологии в одной из школ Борисова, то есть по образованию я педагог, – рассказывает Анна Ивановна. – Я бы и дальше работала в образовании. Мне нравилось. Но жить с ребенком на 90 рублей было сложно. В милиции пообещали и с жильем помочь, и зарплату вдвое больше. Рискнула, перешла. К слову, претендентов на эту должность было много. Но в мою пользу сыграло географическое образование.
Свой трудовой путь А.И. Рабочая начинала старшим инспектором паспортной работы и ВИР (визы и разрешения). Частично занималась следственной деятельностью, т.е. розыском лимитчиков, кроме того, выдавала визы. Но на тот момент страна была закрытой, и люди почти никуда не выезжали. Она также выдавала документы, дающие право на посещение пограничной зоны (Дальний Восток), офицерам и их женам.
– Так получилось, что, когда я пришла на работу, мне в «наследство» досталось 100 дел по розыску лимитчиков. Да, на тот момент этими делами занималась паспортная служба. Ни в одном отделе Минской области не было столько нераскрытых дел, – вспоминает Анна Ивановна.
За несколько лет Анна Рабочая раскрыла практически все дела. Процент розыска по Борисовскому отделу на тот момент был выше среднего по области. Некоторых злостных нарушителей, которые уклонялись от уплаты алиментов, нашла далеко за пределами республики. Во всесоюзный розыск в те годы было передано немного дел. А сама Анна Ивановна несколько лет была в числе лучших по профессии в области.
Разыскной работой она занималась до конца 80-х. В начале 90-х начался новый этап ее трудового пути.
С начала года иностранцам выдано:
579 разрешений на временное проживание
114 разрешений на постоянное проживание
819 зарегистрировано временное пребывание иностранцев
55 борисовчан выехали за пределы страны на ПМЖ
336 с 1 сентября выдано биометрических документов
Визы, разрешения и паспорта
– С приходом к власти Михаила Горбачева началась «оттепель», открылись границы. Вот тогда-то и началась работа с визами. Очереди к нам стояли огромные. В день принимала около 100 человек, – вспоминает собеседница. – В Израиль массово выезжали евреи, в соцстраны – предприниматели, причем некоторые ездили за кордон каждую неделю. И всем были нужны документы. К нам приезжали турки, греки, немцы. Иностранцев требовалось не только зарегистрировать, – за ними устанавливался особый контроль. Ко всему этому началась еще и паспортизация: красные советские паспорта стали менять. И если ранее разрешительная запись на выезд была разовая, то в новых паспортах можно было делать уже на год, два и больше. Так появились многоразовые визы.
За 23 года работы в паспортно-визовой службе у Анны Рабочей сменилось 6 начальников. Многие коллеги не выдерживали. Потому что жили в прямом и переносном смысле на работе. Разве могли они оставить людей без документов? Но Анне Ивановне, как человеку активному, нравилось такое движение. На хорошем счету она была и у вышестоящего руководства. Неспроста в ее копилке трудовых заслуг огромное количество грамот и благодарностей, в том числе от министра внут-
ренних дел БССР.

Для души – дача и цветы
– Возможно, и жизнь бы сложилась иначе, если бы не жила одной работой. Но тогда иначе нельзя было, – в сердцах признается собеседница. – Меня учили родители и бабушка с дедушкой никогда не делать людям плохо, отдаваться делу в полную силу. И я так и поступала. Может, была где-то строгой. Но на моей должности иначе нельзя было.
На заслуженный отдых Анна Рабочая уходила в звании майора. Еще 7 лет проработала в Борисовском ТЦСОН. Последние годы она отдыхает душой на даче, где разводит цветы, зимними вечерами с удовольствием разгадывает кроссворды. А еще ухаживает за 96-летней мамой.
– Сегодня уже другой ритм жизни, да и возраст такой, когда стоит немного сбавить темп, – говорит собеседница.
Марианна СТРОГАЯ,
фото Юрия АБРОСЬКИНА