В Борисовском училище олимпийского резерва задумали создать «Спортивную гостиную» и звать выдающихся спортсменов, чтобы те выступали перед воспитанниками и мотивировали, что ли. Первый в списке — борисовский боец греко-римского стиля Кирилл Маскевич. Что он успешный спортсмен — очевидно, какой он человек — понятно смутно. Разгоняем «смуту» и публикуем отрывки из беседы с ним в материале.
Кирилл пришел не в спортивках. На нем – серые брюки и рубашка в полоску. Бесшумно и непафосно зашел в зал, которого еще не существовало, когда он здесь учился. На розовом бархатном диване он будет сидеть не один. По правую руку – его мама, по левую – тренер Олег Ажигов.

Стульев в зале на всех не хватило: славно, что в этой комнате вместо одной глухой стены – стекла. За встречей можно наблюдать из коридора. Там столпились как раз те, кто не успел после урока занять место. Таких – много, и среди них не только ученики, но и учителя. Прислонились и слушали 23-летнего Кирилла —воспитанника училища, мастера спорта международного класса Республики Беларусь, обладателя Кубка мира, серебряного призера чемпионата мира и Европы, участника Олимпийских игр.

В 2008 году Кирилл начинает заниматься у заслуженного тренера Беларуси Олега Ажигова в секции греко-римской борьбы. В 2012 году поступает в училище олимпийского резерва. Через четыре года для повышения уровня спортивного мастерства Кирилл был передан в Республиканский центр олимпийской подготовки «Стайки», где и сейчас тренируется под руководством Олега Ажигова в тандеме с Элбеком Тажиевым. С 2022 года у спортсмена появится новый тренер, имя которого он пока не называет. В 2021 году закончил Белорусский государственный педагогический университет, заочное отделение факультета физического воспитания, сейчас проходит обучение в магистратуре.
— Как вы попали в секцию греко-римской борьбы и именно к Олегу Ажигову?
— Мой друг тогда тренировался в Борисовской СДЮШОР. Как-то я пошел в спортшколу с ним и прямона пороге столкнулся с Олегом Хаматхановичем, который убедил пойти тренироваться к нему.В первый день занятий тренер провел со мной только разминку, но уже тогда удивился моим данным. Особенно всяким акробатическим элементам. Дело в том, что я до борьбы занимался разными видами спорта, но особенно много времени уделял гимнастике. И так вышло, что с Олегом Хаматкановичем у нас сразу произошел «коннект». Первые соревнования у меня случились уже через два месяца после начала занятий.
— Почему задержались именно в борьбе, а не в той же гимнастике?
— На гимнастику привели родители в еще не совсем осознанном возрасте: мне не было и пяти лет. Я тренировался 2,5 года под руководством тренера, с которым мне было комфортно. Но как только он уволился и пришел ему на замену другой человек, мне вдруг стало не нравиться тренироваться. Вот так и бросил. В других видах спорта я не задерживался больше месяца, а когда пришел на борьбу, то Олег Хаматканович сумел убедить, что именно это мне подходит. Так вот методом тыка и исключения понял, что мое.
— Для победы нужен талант, смелость, решительность, но успех – это всего лишь 10% таланта и 90% работы. Кирилл, вы согласны с этим?
— Никто не знает точную формулу успеха. Но мы вот иногда со знакомыми спортсменами дискутируем на эту тему, и я лично пришел к выводу, что есть три неотъемлемых фактора достижения этого желанного успеха. Первый – трудолюбие. Второй фактор, про важность которого мало кто догадывается, – это понимание того, что ты делаешь и для чего. И третий – здоровый коллектив. Вот два человека, которые сидят сейчас рядом, поддерживали меня с самого детства и создавали как раз этот «здоровый коллектив». Олег Хаматканович делал так, чтобы мне было комфортно в зале, Галина Вацлавовна (мама Кирилла. — Прим. автора) – дома. Это очень дорогого стоит. И я понимаю, что не у всех это есть.

— Были ли какие-то забавные случаи и ситуации на соревнованиях?
— Ездиликак-то в Норвегию на машине, это 2000 километров, к товарищу моего тренера, который организовывал турнир. Отмечу, что сам турнир проходил в бомбоубежище, где-то прямо в скале оно было расположено. Я ездил туда бороться с противником из своей весовой категории (до 87 кг), но так вышло, что меня закинули в другую категорию – 130 кг. И получилось выиграть. Но было, конечно, тяжеловато.
— У вас есть какие-то ритуалы перед боем?
— Вообще нет. Мне просто нужно перед схваткой побыть наедине с собой. Раньше, когда был напряженный график боев, они шли один за одним, чередовал цвет трико, в котором выходил. Считал, что если два раза подряд в одном борюсь, то что-то пойдет не так.
— Как ваши близкие переживают поражения в боях?
— Что Олег Хаматканович, что моя мама – они очень переживают из-за моих неудач. Но я их учу и объясняю, когда приезжаю с проигрышем, что это спорт, он подразумевает и победы, и провалы. Бои – это мгновения. И на сто процентов не самые главные моменты в жизни. Надо получать от всего удовольствие. Я стремлюсь к этому и не отчаиваюсь, когда проигрываю. Принимаю то, что вот сегодня кто-то просто был лучше меня.

— Вы общаетесь со своими соперниками?
— У меня очень теплые отношения с моим соперникомНиколаем Стадубом (бронзовый медалист Чемпионата Европы в греко-римской борьбе в весе до 97 кг. — Прим. автора). Он мне помогал готовиться к Олимпийским играм. Хорошо общаюсь с моим обидчиком на Чемпионате мира Семеном Новиковым (украинский борец греко-римского стиля в весе до 87 килограммов, двукратный чемпион мира среди спортсменов не старше 23 лет. — Прим. автора).Пусть я ему и проигрывал, все равно хорошо общаемся. Так сказать, без обид. Также поддерживаем контакт с Зурабом Датунашвили (грузинско-сербский борец греко-римского стиля, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 2020 года, трёхкратный чемпион Европы. — Прим. автора). Он приглашал меня во французскую лигу побороться. Общение очень легко выстраивается, мы помогаем друг другу, пусть вроде как и соперниками считаемся. Ни с кем конфликта у меня нет.
— Что самое сложное ты пережил за время своей спортивной карьеры?
— Если представить, что спортивная карьера — это график, то он идет волнообразно: где-то удача, где-то поражение. Переломным моментом для меня стало время, когда заканчивал училище. Я стоял на распутье и размышлял: либо нужно уделить время чему-то совершенно другому, либо потерпеть и постараться чего-то добиться в этом виде спорта. У меня очень много друзей, которые прекратили заниматься борьбой из-за финансовой нестабильности. Как же оно обычно выходит? Ты занимаешься серьезным спортом, который не приносит тебе денег, и приходится брать их у родителей. У меня была непростая ситуация: закончил училище, отучился два курса в БГПУ, не было никакого дохода. Я жил у брата в Минске, тратил деньги на дорогу в Стайки, где тренировался. Очень повезло, что поддержали родители. Через это все нужно пройти. Но не каждая семья может себе позволить такие растраты. Поэтому я считаю, что самый тяжелый момент —когда ты определяешься, чем тебе заниматься. Стоит ли оно того. Я свой выбор сделал.
— Вы ведете социальные сети, например, Инстаграм? Это же влияет на имидж спортсмена.
— У меня есть инстаграм-аккаунт (@pro_smol), но там не очень много публикаций. Обычно в соцсетях уделяю больше времени популяризации своего вида спорта. В 2016 году с другом создали инстаграм-проект «Belarus Wrestling», сейчас там около 12 тыс. подписчиков. Публикуем максимальное количество полезных новостей, связанных с борьбой. К сожалению, наш вид спорта очень плохо развит во всем мире, и людям иногда какую-то информацию сложно найти. Иногда даже трансляцию боя найти почти невозможно, у нас СМИ в этом плане не очень хорошо работают. Поэтому вкладываюсь в этот проект.

— Часто в СМИ спортсменов спрашивают об одном и том же — про спорт и планы в этом же спорте. Получается всегда довольно однобоко. Хочется вас узнать как личность. Есть и другие увлечения и занятия?
— Я заставляю себя ежедневно читать. Но в то же время ужасно не люблю это дело. Нашел недавно интересную книгу, называется «Sapiens. Краткая история человечества» Харари Юваль Ноя. Всем советую, для саморазвития – самое то. Классику совсем не признаю: я могу под нее уснуть, проснуться и забыть о книге навсегда. Но вот с автобиографиями дружу. Еще люблю в видеоигры порубиться, мама не даст соврать, меня бывает не оттянуть от компьютера. Но это моя отдушина. Также с моей девушкой любим рисовать картины по номерам, это очень успокаивает. Фильмов очень много смотрю. Из последнего, что могу посоветовать спортсменам — это «Король Ричард».
— Питание большую роль для тебя играет?
— Безусловно. Мы – это то, что мы едим.Пока я еще не нашел идеальную систему питания для себя. Но стараюсь, нащупываю. Например, недавно со своей девушкой купили курс диетолога Екатерины Толстиковой, чтобы чуть улучшить свои знания по питанию. Потому что думать об этом нужно, и серьезно. У меня специфика спорта такая, что перед соревнованиями нужно скидывать около шести килограмм. И нужно как-то минимизировать вред для организма из-за такой стремительной потери веса. Но ни в коем случае не нужно думать, что я лучше меньше потренируюсь и не поем перед соревнованиями. Так вот нет, лучше вы поешьте и больше потренируйтесь.

— Обычно у успешных спортсменов будущее тренерское. Свое вы видите каким?
— Наверное, я бы хотел будущее как-то связать с борьбой, возможно, как раз и стал бы тренером. Очень много примеров есть того, как успешный спортсмен не становился успешным тренером. И наоборот. Неуспешный спортсмен становился успешным тренером. Здесь не угадаешь.
— Олег Хаматканович, хочется и к вам вопрос направить. Были ли сложности с Кириллом?
— Честно говорю – никогда. Помню, как-то мы ехали на соревнования в Москву, был страшный мороз, машина заледенела, в такой холод вообще нельзя было ехать. Стоим в поле. Спрашиваю у Кирилла: «Ну что, может, домой?» А он отвечает: «Нет, поедем на Москву!» Никогда не сдавал, только вперед. Не нужно было Кирилла заставлять тренироваться. Он постоянно усердно работает. Даже когда приезжает со сборов, не берет передышку, а сразу в зал. То, что сделал Кирилл, нам земляк, в спорте, очень ценно и впечатляет. Это большая спортивная история. И она продолжается, думаю, он на своих сегодняшних достижениях не остановится.
Елизавета ЯЦУК, фото Юрия АБРОСЬКИНА