17 ноября в Беларуси – День участкового инспектора милиции. С 1923 года люди этой профессии помогают жителям города и села в сложных жизненных обстоятельствах. Они и защитники, и своего рода психологи. И всегда на связи. Накануне профессионального праздника журналисты районки провели один день вместе с участковым инспектором милиции Загородного отдела милиции Борисовского РУВД Михаилом Сопиловым.

Рано утром встречаемся с Михаилом у Борисовского РУВД. Он на своей рабочей «лошадке». С недавних пор всем сельским участковым инспекторам выделен транспорт. И в этом нет ничего странного. Территория обслуживания Михаила немаленькая – три сельсовета: Зембинский, Иканский и Мстижский. А это около 4000 жителей и 1700 домовладений. Да и расстояние между населенными пунктами большое.

Еще до встречи с нами Михаил успел заскочить в отдел, где получил материалы, собранные в дежурной части ночью, и определенные задания от вышестоящего руководства. Дальше отправляемся к нему на участок. Пока едем, беседуем.

Из армии – в милицию

Михаил первый в семье милиционер. Связать свою жизнь с органами внутренних дел решил в армии, когда служил в Бресте в погранвойсках.

– Командир взвода подсказал рассмотреть такой вариант. И я его послушал. Сначала был в составе пешего патруля, через 2 года стал работать в автоэкипаже. Итого 9 лет посвятил патрульно-постовой службе милиции. А когда получил высшее образование, предложили офицерскую должность, – уточняет Михаил. – 5 лет учился в Полоцком госуниверситете на кафедре судебно-прокурорской деятельности.

«Як вып’е, няма спакою»

Едем в Жерствянку. Здесь живет семья пенсионеров, которых избивает собственный сын. Нам навстречу выходит Кристина Кирилловна, она всю жизнь отработала на местной ферме.

– За что такая старость? Самое время пожить. Заработали ж с хозяином на пенсию. Я местным депутатом была и районным. Вырастила троих детей. Старшего сына болезнь плохая забрала. Дочь – моя радость и опора. Приезжают с зятем, помогают нам. А младший… жизни не дает. Пьет и бьет. Как трезвый – нормальный. А как выпьет, словно бес в него вселяется. Слово боюсь ему сказать. Как мышь, скручусь – и под одеяло, – в слезах признается женщина. – Сын – пенсионер по инвалидности, не работает, семьи нет… Так даже отца-инвалида бьет. Хозяин мой на ходулях передвигается. Ноги отнялись у него. Вот и вызываем милицию.

– Не переживайте, Кристина Кирилловна, – вступает в разговор участковый. – Все материалы уже переданы в Следственный комитет. Я к вам позже заеду, все объясню.

– Душа болит. Он ведь говорит: «Ці скора вы здохнеце?» И это своя кровинушка. Разве ж мне легко? – делится наболевшим сельчанка.

Уже позже Михаил объясняет, что сыну этой женщины временно предписано проживать в отдельном доме. К родителям ему заходить запрещено.

Под пристальным вниманием

К слову, неблагонадежные лица всегда под его пристальным вниманием. Профилактическая работа с ними проводится регулярно.

– В основном заявления поступают по поводу конфликтов в сфере семейно-бытовых отношений, хищений с дачных участков. Обращаются и из-за оскорблений, повреждения имущества, по причине утери мобильных телефонов. Делят территории, гонят самогон. В прошлом году я нашел и изъял 90 литров браги у одного дачника. Доходит и до курьезов: иногда просят помощи, если с печкой что-то случилось. Тогда объясняю, куда обращаться. С пониманием ко всему отношусь. Бывает, и сам позвоню, если человек пожилой. В мои обязанности также входит посещение освободившихся из мест лишения свободы, – таких на участках у меня около 20 человек. А вообще на своей территории я знаю, кто может поскандалить, кто выпивает.

«Виновата я перед детьми»

Далее держим курс в Зембин. К женщине, у которой забрали в приют детей. Жалобы начали поступать от соседей. Мол, в доме много чужих людей, хозяйка пьет с ними, на работу не выходит, ребята без присмотра. С того времени прошло уже полгода.

– Я сразу на звоночек отреагировал, приехал к ней домой, поговорил, пообещала взять себя в руки. Но… Ненадолго. Один протокол составил, второй – за нахождение в общественном месте в нетрезвом состоянии, – рассказывает участковый. – Сигнал поступил и в опеку. Дело закончилось тем, что изъяли детей. Стоял вопрос о направлении женщины в ЛТП. Но она сама добровольно прошла курс лечения. С тех пор держится. Если все будет хорошо, детей ей вернут к Новому году.

Алеся уже ждет нас возле своего дома. Худенькая женщина. Заходим в дом – и правда чисто. Сделан косметический ремонт.

– Этот дом мне остался от родителей. Я третий ребенок в семье. Мама работала младшей медсестрой в больнице, отец – трактористом в колхозе. Рано умер. Мама растила нас одна. Братья умерли тоже молодыми, мама ушла из жизни этой зимой. Для меня это был стресс. Сломалась, – рассказывает Алеся. – Но в больнице помогли. Чувствую себя хорошо и очень рада, что смогу забрать детей. Виновата я перед ними. Звоню им, каждую неделю навещаю в приюте. Они домой хотят. Старшему 14 лет, младшему – 11.

– Денег на жизнь хватает? – интересуюсь.

– Если и не хватает, никому не жалуюсь. Я работаю дворником в школе. Чистыми около 400 получаю, но с вычетом алиментов – 110-120. Одной хватает. Летом спасал лес, ягоды, огород. Да и подработку в деревне всегда можно найти. Я швея по специальности. Поэтому и шью, и вяжу. За полгода проводку поменяла, печь восстановила, переклеила обои. Дрова должны на днях привезти. Все будет хорошо. Даже думать о спиртном не хочу.

Участковый подтверждает, что пока вопросов к женщине нет, как и признаков, что употребляет спиртное. И от соседей жалоб не поступает.

Бумажной работы много

Направляемся в опорный пункт Зембинского сельсовета, где у Михаила рабочий кабинет. Здесь он также решает многие вопросы, с которыми обращаются граждане. Некоторые просто звонят на его номер телефона. Специфика работы участкового в том, что он занимается предотвращением и профилактикой преступлений. На это направлены все его действия. Нужно правильно оценить сложившуюся ситуацию. Принять законное решение.

– Ну а если люди не понимают, приходится применять административное наказание. Наша работа – это индивидуальный подход к каждому.

– А как на селе относятся к участковому?

– Уважают. На селе люди более открытые, честные.

В подтверждение своих слов Михаил Сопилов подходит к группе сельчан, собравшихся у магазина на колесах, чтобы предупредить о телефонных мошенниках, которые звонят и представляются сотрудниками милиции или банка, а потом обманывают доверчивых людей. Его сразу окружают местные. О чем-то рассказывают, интересуются здоровьем, делами. Видно, что он у них свой человек.

Еще много вопросов Михаил успевает решить в течение этого рабочего дня. И в школе разъяснительную беседу провести с подростками, и в сельсовете принять пришедших, и по нескольким адресам заскочить.

Я же делаю вывод: люди этой профессии ближе всех находятся к населению. Первыми встречаются с человеческой бедой. Их служба действительно и опасна, и трудна. Но несмотря на это, многогранна и интересна.

Анна МЕРКУШЕВИЧ,
фото Юрия АБРОСЬКИНА

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry