Наверное, нет такого человека, кто хотя бы раз не задумывался о том, чтобы переехать за границу. Там и трава зеленее, и зарплату платят тысячами евро. Так кажется отсюда. Правда, озвучивая, сколько можно заработать за кордоном, многие умалчивают про другое – какова стоимость аренды жилья, коммунальных услуг, медицины и др. Борисовчанин Евгений Барщай, эмигрировавший несколько лет назад в Израиль, согласился поделиться с «А» своей историей.

– Как вы решили переехать в Израиль?

– У меня еврейские корни, поэтому выбрать страну было несложно. Хотелось зарабатывать больше и чтобы у детей были хорошие перспективы (Евгений переехал с двумя детьми.Прим. авт.). Хотя, что касается образования, в Израиле мне не очень понравилось.

– То есть ваши ожидания не совпали с реальностью?

– Да, я все представлял немного по-другому. Например, в государственных детских садах и школах детей не кормят – они едят то, что родители положат в рюкзаки. Конечно, в школе есть буфет, но вы не найдете, например, свежих булочек или пирожков, как у нас, – в основном, там продаются чипсы, «Сникерсы» и сладкие напитки. Для меня, конечно, дико, что нет горячего питания, ведь это здоровье детей! Также в детсадах не практикуется тихий час: малыши должны бодрствовать до 12.00 – 14.00, а потом их забирают родители.

– И неужели в детском саду нет продленки?

 – Продленка – это отдельная услуга, за которую нужно платить. А это очень дорого: от 300 до 500 долларов в месяц.

 – Система среднего образования похожа на нашу?

– Нет, там немного по-другому. Ребенок сам после 9-го класса выбирает, какие уроки он будет посещать, а какие нет. То есть в Израиле нет обязательных предметов, – какие именно нужны для дальнейшего поступления, такие и
изучают. Никто никого не заставляет. Даже домашнюю работу не обязательно делать – главное, чтобы потом ученик сдал школьный экзамен.

– Сколько в Израиле длится декретный отпуск?

– Ровно три месяца. Потом мама должна выйти на работу. Конечно, она может продлить его, но это нежелательно – работодатели не приветствуют продление.

 – А с кем находятся дети после 3 месяцев?

– Здесь несколько вариантов: или бабушки помогают, или малышей отдают в ясли. Но в Израиле нет государственных яслей – они все частные. Содержание малыша в яслях обходится родителям примерно в 600 долларов в месяц. Причем за продленку нужно еще доплачивать. Как видите, недешевое удовольствие. Нужно обоим родителям работать, чтобы осилить все эти траты.

– Давайте теперь немного поговорим о вас. Кем работали в Беларуси и кем трудоустроились, когда переехали туда?

– Здесь я был частным водителем. Работал под заказ и сам на себя. Когда приехал в Израиль, то удивился, как много вакансий там предлагают. Тебе подбирают работу, учитывая все пожелания. Можно выбрать направление и график.

Изначально я устроился на завод и занимался сборкой автобусов. Работал 8-10 часов 6 дней в неделю. В Израиле у многих шестидневка, где суббота выходной, а воскресенье – рабочий день. Некоторые работы предусматривают два выходных, но попасть на них новому переселенцу нереально. Для этого нужно иметь высшее образование и хорошо знать иврит. На этом заводе я зарабатывал 1700 долларов в месяц, но мне не очень нравилось, поэтому надолго там не задержался.

После устроился в гостиницу, о чем впоследствии пожалел. Работа физически очень тяжелая. Я и мыл посуду, и был официантом, и убирал номера, и подметал территорию вокруг гостиницы.

– Кстати, а как вам местное население?

– Моя работа в гостинице, возможно, не была бы такой сложной, если бы местные жители были другими. Дело в том, что они не очень аккуратные и чистоплотные. Детям все дозволено: они могут за столом уронить еду, посуду, и родители на это им ничего не скажут. Это у них считается нормой. В их понимании кто-то за них должен все убирать. То же самое касается и номеров. Все разбросано, дети бегают по кроватям в обуви. Конечно, когда это все видишь, то очень удивляешься такому воспитанию.

– Если сравнить работу, где вы больше уставали?

 – Конечно, в Израиле гораздо сложнее. Во-первых, там интенсивный темп: ты должен выполнить определенный объем работы, который тебе поручили. Если не будешь успевать сделать то, что требуется, тебя просто попросят уволиться.

– Расскажите, как работает система здравоохранения в Израиле.

– Каждый человек обязан оформить страховку. Она бывает разная. Я, например, плачу за нее 15 долларов ежемесячно. Однако, несмотря на страховку, ты оплачиваешь дополнительно первый визит к врачу, остальное уже в течение трех месяцев покрывает страховой полис. Первый визит к доктору обходится в 10-20 долларов.

– А есть ли там очереди в государственных поликлиниках?

 – Нет, потому что все по записи. Заранее ты звонишь, заказываешь очередь и приходишь уже в назначенное время. Но там нет такой практики, как у нас: пришел к 7 утра в поликлинику, заказал талон и в этот же день попал на прием. В Израиле иногда нужно ждать неделю, две, а может, и месяц. Даже доходит до полугода, если это узкий специалист.

– Сколько человек может находиться на больничном?

– Если ты отработал 12 месяцев без отпуска, то тебе полагается 12 дней больничного. Все остальное – за свой счет. Поэтому в Израиле люди стараются не болеть и часто с температурой приходят на работу. Исключение, если человек пережил операцию. В этом случае государство платит прожиточный минимум.

– Когда мы договаривались на интервью, вы обещали рассказать историю про то, как покупались в море и заплатили штраф 200 долларов.

– Это случилось во время локдауна из-за пандемии коронавируса. Действовали жесткие правила: нельзя было отходить от дома, где ты прописан, дальше чем на 500 метров. Потом власти разрешили до километра. В общем, ходили мы только в магазин и аптеку. Школы и садики были закрыты – дети учились дистанционно. Конечно, выдержать такие ограничения очень сложно. В общем, я решил немного нарушить эти правила и в 12 ночи пошел купаться в море. Честно, был уверен, что меня никто не заметит, но не тут-то было: надо мной начал летать дрон, и через 5 минут приехала полиция. Потребовали выйти из воды и выписали штраф в 200 долларов.

– Какие еще моменты вас очень удивили там?

– Удивило то, что в Израиле по выходным вообще не ходит транспорт: ни автобусы, ни электрички, ни междугородные автобусы. Поэтому если нет своего транспорта, то добраться куда-то очень проблематично. А есть такие места, где живут религиозные люди, и туда нежелательно заезжать на транспорте, потому что могут закидать камнями.

– Чего вам больше всего не хватает в Израиле?

– Свободы. Хотя знаю, что некоторые белорусы меня не поняли бы. Но что значит быть свободным? В моем понимании это не иметь ограничений. В Израиле постоянно зажимают налогами, и они огромные. В Беларуси нет такого. Например, каждый обязан платить налог на землю от 200 до 500 долларов. И не важно, ты живешь в квартире или доме, твое это или арендуемое жилье.

– Тем не менее, вы не говорите, что вернетесь в Беларусь. Готовы терпеть все трудности?

– Пока постараюсь привыкнуть. Хотя не исключаю того, что могу в будущем вернуться. А вот мой отец, который тоже переехал, хочет возвратиться. Его душа тянется в Беларусь, так как он здесь прожил большую часть жизни. В Беларуси прекрасная природа, лучше быт, есть проверенные друзья. В Израиле жизнь пенсионеров не сахар. Тех денег, которые платит государство, хватает впритык. Хочу сказать всем, кто собирается за границу: не думайте, что здесь все легко и просто. Чтобы жить хорошо, приходится работать очень много.

– Спасибо за откровенный диалог.

Беседовала Екатерина ВОРОБЬЕВА,
фото из архива Евгения БАРЩАЯ

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry