Говорят, сколько людей — столько и мнений. Действительно, не всегда взгляды на одно и то же событие, явление у людей совпадают. И порой дело не в возрасте, не в социальном статусе и не в конфликте интересов. Просто каждый воспринимает реальность через свою призму.
Предлагаем вам новую рубрику — «Точка зрения». Мы не пытаемся примирить противоположные мнения по тому или иному вопросу. Мы даем возможность каждому высказать свою позицию. Читайте, думайте, анализируйте. Предлагайте темы, которые были бы вам интересны.
Кто знает, может быть, именно вы станете следующим героем рубрики?
ПРОТИВ
Я – распределенка. И завтра ею буду. Звание еще будет жить 9 месяцев 9 часов 8 минут. Никогда не любила крылатые выражения, потому что плохо их запоминаю. А одно – отбилось в памяти. Сейчас оно особенно по душе: «Счастливые часов не наблюдают». Красиво же, да? Это из Грибоедова. И моя история бюджетницы.
Я – распределенка. Так вышло. В моей стране так выходит у всех, кто бесплатно учится в университете. А еще моя страна во многом «единственная». Обычно в статьях Википедии так и пишут: «Беларусь – единственная страна в Европе, где есть…». Заканчивается предложение либо смертной казнью, либо распределением. Было бы совсем по-тинейджерски, если бы я сейчас давила на то, что одно другому не мешает и эти слова почти синонимы. Но скажу шепотом и по-взрослому, что в идее – согласна. В своей точке зрения я буду отбиваться от тех фраз, которые услышала/слышу/буду слышать от государственных системников, этот распред и организующих.
Так говорят №1. «Так это не нужно искать работу после распреда. Тут вот – на блюдечке с голубой каемочкой, и не паришься».
Не париться можно, если течение – ваше кредо. Когда ничего не хочется и не можется, а вас подталкивают, да еще и в приказном порядке, зарабатывать деньги. Вообще перечитала строчку – и реально показалось заманчиво: ни резюме составлять не надо, ни прокачивать себя как специалиста. Вас же все равно возьмут! И любого. Вообще безусловная любовь и принятие – это прекрасно. Только вот что-то работодатели и сами не рады таким кадрам на производствах. А вдруг им тоже хочется выбирать? Представляю этот волнительный процесс. Сидишь у себя на почетном и заслуженном месте начальника и пальцы скрещиваешь: «Хоть бы кто-то толковый пришел».
Так говорят №2. «Государство на ваше обучение потратило деньги. И немалые. Теперь вы должны их отработать».
Ммм, мое любимое. Блаженно замираю, когда мне такое говорят. Только у меня в голове эти предложения сужаются до одного, прямиком из детсада, когда съел чипсину подружки: «А ты мне что?». Цепочка обмена в принципе легкая. Есть школьник и учебники. Если соединить надолго школьника и учебники, а еще бессонные ночи и желание получить профессию мечты, получится талантливый абитуриент. Этот абитуриент выполнил первое условие обмена: предложил свои знания. Он набрал нужное количество баллов на ЦТ и обошел всех в конкурсе на бюджетное место. Все как договаривались, государство. Теперь обязательства перед талантливым абитуриентом выполняет университет — прямо в голову новые знания. Вот и получается, что никто не в долгу, – молодец бюджетник отдал усилиями, а университет – знаниями. А в договоре какая-то непонятная строчка. Именно про распред.
Так говорят №3. «Так нужно было на платное поступать. Или выплатить неустойку после бюджета. И иди себе гуляй, свободный».
У Эдуарда Лимонова в свою бытность были странные задумки: «Нужно опустить возраст зрелости. После 7 класса выпускать детей из школ и отправлять их работать». Если бы моя страна жила по заповедям придумщика-писателя, тогда «Так говорят №3» – очень выполнимо и логично. А пока – взятки гладки. Возможно, неожиданно, но в 17 лет мы еще без состояния, золотых виниров и VIP-столика в казино. Возможно, удивительно, но использовать своих родителей как денежное подспорье – иногда не хочется. Да они и не должны. А у некоторых не только в «хотении» дело, а в банальной невозможности. Пока формула «сделай себя сам» у нас наказуема. Именно тем самым распредом.
Так говорят №4. «Стране и глубинке нужны молодые специалисты, нужно же это понимать».
Распред мне вручили на журфаке. Помню тот день и нас. Все мы там, перед дверями комиссии, – осиновые листики. И ни один – уверенный дубовый желудь. Непонятно, чего боялись больше: неизвестного издания, куда посылают, или места, где оно располагается. Все 4 курса самый страшный мем был про Хойники: это одно из глухих местечек, куда отправляли «в ссылку». Только вот молодая кровь там не приживается, пока сбегает. Может, глубинка и всколыхнулась с приходом распределенцев, но пока она все еще не заманчивая.
Осталось 9 месяцев 6 часов 13 минут. И права собственности на меня как на гражданку отпадут. Когда-нибудь станем независимыми от распределения.
Елизавета ЯЦУК
ЗА
Вы успешно сдали централизованное тестирование и поступили в вуз на бюджетное место. И закружилась веселая студенческая жизнь. Но все четыре или пять лет обучения, как дамоклов меч, висит над головой и не дает расслабиться пугающее слово «распределение». Но так ли страшен черт, как его малюют?
Поделюсь своими мыслями по этому поводу.
Я окончила журфак БГУ в начале девяностых. Большинство моих сокурсников всеми правдами и неправдами решили остаться в Минске. Благо тогда появилось такое понятие, как свободный диплом. Поэтому выбор предполагаемых мест работы в регионах был огромен.
Можно было распределиться поближе к дому, так сказать, под родительское крылышко. Но хотелось свободы и самостоятельности. В желании испытать себя и судьбу выбор пал на Борисов. Чтобы не бросаться в омут с головой, я еще до вручения диплома побывала в этом незнакомом для меня городе. Он, как и будущее место работы, произвел хорошее впечатление.
В какой-то степени я поступила мудро, заблаговременно посетив место распределения и обговорив важные моменты предстоящей работы и устройства. К моменту начала трудовой деятельности для меня уже было зарезервировано место в общежитии. Так что вопрос жилья отпал сам собой. А он для молодого специалиста очень весом, т.к. напрямую влияет на размер доходов.
Спустя годы я ничуть не жалею, что пошла работать по распределению. Конечно, вначале было немного сложно, но опытные коллеги поддержали и помогли. Поэтому я быстро вошла в курс дела.
Моя знакомая училась платно, и распределения у нее не было. Не имея опыта, она так и не смогла найти работу по специальности. В результате пришлось переучиваться, чтобы соответствовать требованиям нанимателя. Как тут еще не вспомнить и об испытательном сроке. Не всем удается его преодолеть, а молодых специалистов, кстати, принимают на работу без всяких условий, и уволить без уважительной причины их не могут. Если же первое место трудовой деятельности не устраивает, то можно и перераспределиться.
Таким образом, распределение — это своеобразная забота государства о молодом специалисте. Она заключается не только в получении им необходимого опыта работы, но и в материальном стимулировании. Это и денежная помощь (подъемные), и компенсация в связи с переездом, и надбавка к окладу. Кроме того, выпускники при приеме на работу по распределению получают и другие льготы: им положен отдых продолжительностью 31 календарный день, предоставляется льготный кредит на приобретение домашнего имущества, возможна компенсация затрат на съем жилья и постановка на льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Думаю, я убедила, что распределение — благо для выпускника, а не повинность. Тем более, время отработки пролетит незаметно, конечно, если работа нравится.
Инга РОМАНОВСКАЯ